Северная Корея угрожает возобновить работы по производству оружейного плутония в Йонбене, сообщают сегодня СМИ. Правительство приказало инспекторам МАГАТЭ покинуть страну, к тому же Пхеньян выходит из шестисторонних международных переговоров. Возможно, "великий руководитель" хочет подтолкнуть Обаму к двустороннему диалогу?
Пхеньян прекращает диалог по ядерной проблеме, пишет Марко Дель Корона в итальянской газете Corriere della Sera. Северная Корея заявила вчера о выходе из шестисторонних переговоров и о возвращении к ядерной программе. Так режим Ким Чен Ира ответил на декларацию, даже не резолюцию, осуждающую запуск Пхеньяном ракеты Unha-2/Taepodong-2 в нарушение соответствующей запретительной резолюции ООН, сообщает корреспондент. Теперь Северная Корея вновь запустит реакторы в Йонбене, а инспекторам МАГАТЭ придется покинуть этот ядерный центр. Напрасно Россия и Китай призывали Пхеньян отказаться от своего решения, которое Белый дом, со своей стороны, счел "серьезным шагом в ошибочном направлении".
В статье приводится мнение Стивена Нерпера из центра Nautilus, изучающего Северную Корею, который полагает, что Ким Чен Ир надеется "подтолкнуть Обаму к двустороннему диалогу и в конечном итоге добиться признания (и уважения). Как раз теперь, когда Вашингтон направляет сигналы Ирану, Пхеньян хотел бы, чтобы дело дошло и до него".
Северная Корея выступила с угрозой снова запустить свой ядерный реактор, перерабатывать больше плутония для ядерного оружия и навсегда выйти из международных переговоров по разоружению, пишет The Times. Пхеньян также заявил вчера о высылке инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
"В шестисторонних переговорах (по ядерному разоружению) больше нет необходимости", - говорится в заявлении министерства иностранных дел КНДР.
Агрессивная реакция вписывается в риторику Северной Кореи и не обязательно означает прекращение переговоров или полномасштабное возобновление ядерной программы, полагает британское издание. Однако она свидетельствует о том, что в процессе взаимодействия с КНДР произошел откат.
Резолюция ООН, по мнению внешнеполитического ведомства КНДР, является несправедливой и подрывает суверенитет государства и достоинство народа, добавляет сегодняшняя Frankfurter Allgemeine Zeitung. Кроме того, отмечает автор публикации в немецкой газете Петра Колонко, Пхеньян объявил о возможности строительства собственного реактора на легкой воде.
Как уверяет сам Пхеньян, запуск ракеты, за который он наказан международным сообществом, - не что иное, как вывод в космос спутника. Однако, по российским и американским данным, на околоземную орбиту не было выведено нового объекта. США и Южная Корея исходят из того, что Северная Корея проводила испытания ракеты дальнего радиуса действия, говорится в статье.
В минувший понедельник члены Совбеза ООН осудили запуск, указав, что КНДР нарушила резолюцию ООН 1718, которая запрещает ей любую деятельность, связанную с баллистическими ракетами. По этой причине было принято решение применить против Пхеньяна одобренные в 2006 году финансово-экономические санкции. При этом России и Китаю, считающемуся последним союзником режима, удалось предотвратить принятие более жесткой резолюции, одновременно призвав КНДР вернуться за стол переговоров в формате "шестерки", отмечает издание.
Под заголовком "Чем вреднее северокорейцы, тем больше пшеницы они получат" Le Temps публикует интервью с экспертом Института международных стратегических отношений Жан-Венсаном Бриссе. По его словам, речь идет о чрезвычайно порочной игре, которую уже 16 лет ведут США и Северная Корея: "Вашингтон хотел опробовать свои теории борьбы с ядерным распространением на Северной Корее, но она оказалась очень сложным партнером".
"Правила игры заключаются в том, чтобы угрожать с целью получить больше пшеницы, риса или нефти. И нынешний случай не будет исключением", - сказал Бриссе. По его мнению, Пхеньян прекрасно понимал, что произведенный им запуск будет использован Соединенными Штатами как повод заявить об угрозе и подороже продать свою систему ПРО. Эксперт также отметил, что многие государства представляют баллистическую угрозу, но международное сообщество по-разному к ним относится: Израиль делает, что хочет, Иран подвергается более или менее суровому осуждению, а на Пхеньян всегда обрушивается критика.
Последние шаги Пхеньяна отчасти объясняются желанием устроить проверку новой администрации Обамы, считает Бриссе. Что касается собственно северокорейской ядерной программы, эксперт отметил, что первое ядерное испытание в Северной Корее в 2006 году прошло неудачно и он сам не представляет, за счет каких технических средств Пхеньян мог бы достичь прогресса в этой области.