Только теперь становится известна вся правда о том, что когда-то произошло в Катыни, а также сведения о том, почему Британия закрывала на это глаза, утверждает The Daily Mail. "Обычно казни совершаются второпях, но в данном случае палачи не спешили", - повествует журналист Гай Уолтерс. По его сведениям, польских офицеров вывозили из лагерей интернированных и сажали в поезда, где они проводили два дня без пищи и воды. В пункте назначения их заталкивали в автобусы с окнами, замазанными цементом. После недолгой поездки приказывали выходить из задней двери по одному. Они видели ров со свежими трупами товарищей по польской армии. "Если человек сопротивлялся, ему связывали руки и завязывали на шее удавку. Другим накидывали на голову шинели или набивали рот опилками. Тем, кто все-таки пытался вырваться, разбивали черепа либо наносили несколько ударов штыком. Спастись было невозможно", - утверждает автор. "Все это происходило в лесу близ деревни Катынь, чуть западнее Смоленска. Здесь, а также еще в двух точках, с апреля по май 1940 года сталинские палачи расстреляли примерно 22 тыс. польских офицеров - сливки польской военной элиты", - говорится в статье.
"Много лет вина за убийство возлагалась то на немцев, то на русских", - отмечает издание, и это на фоне замалчивания событий британским и американским политическим истеблишментом. Звучали и неизбежные конспирологические теории. "Но сегодня мы можем с уверенностью восстановить картину произошедшего - в основном благодаря прекрасным историческим исследованиям Польского института национальной памяти. Кроме того, в новой книге "Катынь 1940: документальные свидетельства предательства, совершенного Западом" (Katyn 1940: The Documentary Evidence Of The West's Betrayal) польская исследовательница Евгения Мареш собрала много материалов о реакции западных держав на эту бойню.
Сталин вторгся в Польшу через две недели после того, как 1 сентября 1939 года туда вступил Гитлер, повествует издание. В октябре Берия распорядился отделить офицеров от других интернированных польских военнослужащих, которых насчитывались сотни тысяч.
Автор сообщает, что несколько лет назад взял интервью у одного из этих офицеров, ныне покойного Здислава Песковского, которому во время описываемых событий был 21 год. "Нас посадили в товарные вагоны и повезли. В моем вагоне было человек 70, мы провели в вагоне месяц", - рассказал он. С ноября Песковский содержался в лагере для интернированных в Козельске, на северо-востоке Польши. В марте 1940 года Берия предложил Сталину расстрелять польских офицеров, дабы предотвратить потенциальные восстания. Сталин и еще три члена Политбюро одобрили это предложение, поставив подписи на докладной Берии. "Многие полагают: Сталин рассудил, что столь бессердечная тактика навечно ослабит польский народ и его будет намного легче покорить", - пишет газета.
Офицеров начали партиями вывозить на восток на поездах. "Первое время эти отъезды радовали: нам внушили, что офицеров отправляют куда-то, где они начнут новую жизнь в очень хороших условиях", - вспоминал Песковский. Однако, как поведал Песковский, сотрудница местной больницы призналась ему, что власти лгут. На следующий день эта женщина исчезла. "Вскоре в Козельске осталось всего 250 человек, а в других лагерях - 182. Около 22 тыс. было уничтожено", - пишет газета. Песковский был в числе немногих выживших и до гробовой доски гадал, почему его не казнили. После нападения Германии на СССР поляки и русские, несмотря ни на что, были вынуждены стать союзниками. Уцелевших интернированных освободили, чтобы они вступили в армию под командованием польского генерала Андерса.
13 апреля 1943 года Германия объявила об обнаружении массового захоронения в Катыни. "Для нацистов выявление военного преступления русских было настоящим подарком делу пропаганды, и они вскоре постарались выжать из него максимальную выгоду", - повествует Гай Уолтерс. Черчилль говорил премьер-министру польского правительства в изгнании генералу Сикорскому, что утверждения немцев о вине СССР в массовом убийстве, возможно, правдивы, но для него было важнее сохранить альянс с СССР и разбить Гитлера, и польское руководство признавало необходимость этого прагматичного подхода.
"Кроме того, в годы войны улики, доказывающие причастность СССР к убийствам в Катыни, энергично оспаривались", - отмечает издание. Ведущий британский патологоанатом сэр Бернард Спилсбёри в апреле 1944 года счел, что установить, кто виновен - советские или немецкие власти - невозможно. "Результаты вскрытия тел, обнаруженных в катыньских захоронениях, привели Спилсбёри к выводу, что тела находились под землей меньше времени, чем утверждали немцы, и, следовательно, убийства были совершены самими нацистами", - пишет издание. Высказывались сомнения в подлинности документов, обнаруженных на телах убитых. Вплоть до окончания холодной войны Великобритания воздерживалась от однозначных оценок события.
"Правда всплыла лишь в 1990-е годы, когда Горбачев наконец признал вину НКВД. В 1992 году Ельцин прислал польской стороне документальные доказательства, в том числе печально известную докладную Берии с росписью Сталина", - сообщает газета. На местах убийств была вновь проведена эксгумация, в которой участвовал и Песковский, к тому моменту - католический священник.