Разрешение польского духовенства похоронить погибшего в авиакатастрофе президента и его супругу в соборе замка Вавель - некрополе наиболее почитаемых героев, святых и королей - не позволяет полякам придерживаться мудрости "О покойном - или хорошо, или ничего". СМИ обсуждают неоднозначную фигуру Леха Качиньского, а также Катынь и сомнительный бизнес на последней трагедии.
Выбор места, где глава государства должен быть похоронен, величественный Вавельский замок в Кракове, привел к расколу страны именно в тот момент, когда нация - лидер новой демократической Центральной и Восточной Европы - готовится принять на траурной церемонии неформальный саммит всех сильных мира сего, пишет итальянская La Repubblica. Проблема чревата неприятностями и затруднениями для популярного премьера, либерала и сторонника европейских идей Дональда Туска, пишет корреспондент Андреа Таркуини.
"Президент Качиньский умер как герой и достоин покоиться рядом с героями", - завил кардинал Дживич, который в свое время был личным секретарем Папы Войтылы. Однако общество и истеблишмент разделились во мнениях.
Разгорающаяся полемика рискует отразиться на предстоящей избирательной кампании: в июне в Польше пройдут досрочные президентские выборы. "Право и Справедливость", партия Качиньских, намеревается выдвинуть на пост кандидата ястреба Збигнева Зебро, который при братьях-близнецах занимался секретными досье старого режима.
Бывший президент Польши Лех Валенса поддерживает решение захоронить Качиньского в Вавельском замке, информирует La Repubblica. "В данном случае выбор места захоронения был сделан высшим духовенством страны, и я не буду оспаривать это решение. Я могу быть грешником, но я всегда был и всегда буду предан воле Господа. Есть или нет протесты, я не ставлю под сомнение решение польской церкви". Валенса сообщил, что примет участие лишь в траурной церемонии, которая состоится в Варшаве.
Смерть Леха Качиньского сплотила Польшу: добрые слова в его адрес нашлись даже у самых непримиримых политических противников, но ненадолго - до появления информации, что Качиньский с супругой будут похоронены на территории королевского замка Вавель в Кракове, пишет Berliner Zeitung.
Близкая Качиньскому газета Rzeczpospolita, и та напоминает, что у президента было мало шансов на переизбрание. Gazeta Wyborcza, издание противоположного лагеря, указывает, что в Вавельском замке покоятся святые, национальные герои и короли. Это не кладбище для любого поляка, и не семье определять там место для захоронения. Кому лежать рядом с прославленными героями страны, следует решать на общенациональном уровне, и на это необходимо широкое общественное согласие.
Большую аналитическую статью под заголовком "Теперь у Польши больше нет врагов" публикует Le Temps. Поляки долго колебались, кого считать главным недругом - Германию или Россию: "Антигерманская и антирусская ориентации конкурировали между собой в общественной идеологии и программах политических партий", - отмечает профессор женевского Института высших международных исследований и развития Андре Либих. Однако "вот уже 20 лет впервые за многие века у Польши нет врагов на флангах. Ельцинская и даже путинская и медведевская Россия не угрожает ее территориальной целостности. На западе Польша сотрудничает с Германией в рамках НАТО, и как раз Берлин был главным сторонником польской интеграции в структуры Евросоюза".
"Оказавшись в такой беспрецедентной ситуации, многие поляки с облегчением сосредоточились на повседневных делах и достигли определенного успеха: Польша лучше всех стран ЕС пережила экономический кризис. Однако другие, словно растерявшись в новой, спокойной обстановке, не сумели избавиться от болезненных воспоминаний, и покойный президент был из их числа, - отмечает Либих. - Качиньский обрушивался с нападками на Германию во время разработки европейского конституционного соглашения, а при случае неоднократно во всеуслышание напоминал о страданиях поляков от рук немцев. Одновременно и гораздо более активно президент Качиньский предводительствовал антироссийскими течениями в Европе - и по поводу войны в Грузии, и в связи с энергетическими спорами. Даже его последняя поездка, в Катынь, отдавала антироссийским настроем".
Реакция России на гибель президента, поражающая своим великодушием к противнику и сопровождающаяся все более явным признанием Москвой своей ответственности за преступления в Катыни 1940 года, открывает реальную возможность для примирения двух давних врагов, полагает автор статьи. Не имея врагов ни на западе, ни на востоке, Польша, возможно, наконец сумеет избавиться от своих старых демонов.
Обширный материал на страницах The Daily Mail рассказывает "о катыньском расстреле и о том, почему Британия закрывала на это глаза". Много лет вина за это массовое убийство возлагалась то на немцев, то на русских, отмечает Гай Уолтерс, и это на фоне замалчивания событий британским и американским политическим истеблишментом. Звучали и неизбежные конспирологические теории. "Но сегодня мы можем с уверенностью восстановить картину произошедшего - в основном благодаря прекрасным историческим исследованиям Польского института национальной памяти. Кроме того, в новой книге "Катынь 1940: документальные свидетельства предательства, совершенного Западом" польская исследовательница Евгения Мареш собрала много материалов о реакции западных держав на эту бойню. Автор также использует интервью, которое он несколько лет назад взял у одного из интернированных в то время польских офицеров, ныне покойного Здислава Песковского, который чудом избежал расстрела.
"Утрата, постигшая Польшу, объединила страну и вызвала искренние проявления скорби и солидарности, почти невиданные со времен кончины Папы Иоанна Павла II", - отмечает The New York Times. Но имеет место и коммерциализация трагедии: менее чем через три часа после того, как в России разбился самолет президента Качиньского, некий предприимчивый поляк уже изготовил 50 футболок с польским флагом и буквами "R.I.P." и продавал их в интернете по 8,5 долларов, сообщает журналист Дэн Билефски. В считанные часы после авиакатастрофы в продаже появились и будильники с изображением погибшей четы Качиньских, и доменные имена, содержащие имя покойного президента. Некоторые отели Кракова сильно повысили цены на эти выходные, когда состоятся похороны президента и его супруги, добавляет корреспондент.
Также по теме:
Трагедия как предзнаменование перемен (The New York Times)
"Польша создает миф о Качиньском" (L'Express)
Из трагедии Польши рождается надежда (Time)