Французская элита шокирована тем, что Ангела Меркель не хотела оказывать многомиллиардную помощь грекам. Германия отказалась от европейской солидарности и взяла курс на Урал - такие слова слышатся в Париже. По тактическим предвыборным основаниям канцлер пошла на уступки евроскептикам. Философ Андрэ Глюксман даже говорит о "крестинах немецко-российской Европы", рассказывает Ханс-Герман Николаи в статье, опубликованной сегодня в Die Welt.
За словами Меркель некоторые видят даже опасность для еврозоны. Снова звучит старое британское предложение: нужна не единая, а общая валюта. Причем только для внешней торговли. Марка и франк могли бы котироваться относительно друг друга. Франция, полагают некоторые французы, платит за свою принадлежность к "евромарке" деиндустриализацией и безработицей, интеграция Европы потерпела провал. Страны вроде Греции не имеют шанса снова встать на ноги без девальвации.
Кое-кто считает, что проблема еще глубже - время немецко-французского партнерства истекло, Германия больше не хочет ограничивать себя Европой. "До свидания, Париж, здравствуй, Москва", - пишет Глюксман. Немецкая индустрия обратила свои взоры на Россию, где ее манит "гигантская модернизация от Калининграда до Владивостока". Это, продолжает французский философ, победа московских стратегов. Они хотели "общего дома - Европы", где последнее слово остается за Кремлем.