Если не случится ничего экстраординарного, президентские выборы в России состоятся через 332 дня, пишет обозреватель Foreign Policy Юлия Иоффе. "Но настоящие выборы, такие, каковы они есть, происходят прямо сейчас", - утверждает она. Этой статьей Иоффе дает старт регулярной колонке "Kremlinology 2012", где будет освещать предвыборную ситуацию.
"Разумеется, это не выборы в прямом смысле слова. Ни реальных тем для споров, ни реальных предвыборных кампаний, ни реальных избирателей - по крайней мере, в западном понимании. Конечно, 11 марта 2012 года кучка избирателей придет на участки и опустит бюллетени в урны. Но все по-настоящему значимое определится задолго до этого дня и будет предопределено вдали от глаз народа. Появятся несколько кандидатов - несколько подставных лиц, а также тот, кого Кремль намеревается сделать следующим президентом, и избиратели будут привлечены для того, чтобы привести этого единственного кандидата к власти с крупным, но правдоподобным перевесом. Назовем это "Ратификацией-2012", - говорится в статье.
Ключевым моментом будет беседа президента Медведева и премьера Путина о том, кто из них двоих будет баллотироваться и станет президентом в 2012 году. "Откуда нам знать? Возможно, эта беседа состоялась много лет назад, и все уже решено", - пишет автор. Все остальные - от экспертов и блогеров до простых людей ("и даже, кажется, порой сами два кандидата", - утверждает автор) - пытаются угадать, чем кончилась беседа.
На данный момент картина все еще крайне неясная, отмечает автор. "Мы знаем лишь, что Путин и Медведев не будут баллотироваться одновременно", - отмечает журналистка. В сентябре прошлого года Путин заметил, что они с Медведевым одной крови и политические убеждения у них сходные.
Этой линии оба придерживаются уже почти два года. "Причина проста: если Путин будет соперничать с Медведевым, может получиться на удивление реальное состязание. Такой шаг выльется в напрасную трату ресурсов, стравливание элит и дополнительное нагнетание напряженности", - пишет автор.
"Реальное состязание, реальные шансы были вырезаны из системы много лет назад лично Путиным", - добавляет она. Если теперь заново ввести реальные выборы, "это будет апокалипсис", говорит политтехнолог Глеб Павловский.
Кто же из двоих станет президентом? - вопрошает автор. Версия, что в 2012 году Путин намеревается вернуться, когда-то казалась незыблемой. "Зачем было выбирать самого слабого, самого уязвимого из кандидатов? Разве что потому, что Медведев - всего лишь "сторож" президентского кресла?" - напоминает автор эти аргументы. Вдобавок Путин продлил президентский срок до 6 лет. Слухи о возвращении Путина "соответствовали его имиджу сильного правителя, зацикленного на том, чтобы остаться у руля".
Возможно, у Путина есть и финансовые мотивы для того, чтобы остаться у власти, пишет автор, напоминая об увольнении Лужкова. "Если ты впал в опалу, тебе и твоим деньгам больше небезопасно находиться в России", - пишет она.
"Однако примерно год назад версия о пожизненном президентстве Путина несколько пошатнулась, а сам Путин стал казаться более слабым", - пишет газета. В депешах с WikiLeaks излагались слухи, что Путин все больше самоустраняется от работы. "Регулярного графика у него нет, он часто работает дома, а повседневные обязанности препоручает заместителям", - говорится в статье.
"Мне кажется, у него противоречивые ощущения" насчет того, хочет ли он возвращаться на президентский пост, приводит автор слова Александра Волошина, в прошлом главы президентской администрации при Путине. "Налицо определенная усталость. Он уже все знает, и теперь все для него в некотором роде - "дежавю", - сказал Волошин. Однако в должности президента гораздо проще отстаивать свои интересы, чем в должности премьера, добавил он.
"А в принципе нынешняя ситуация его отлично устраивает, так как позволяет ему тратить время на практические дела вместо того, чтобы часами получать бесчисленные награды и тратить время на многочисленные протокольные мероприятия. Теперь он сам себе хозяин, и ему это тоже нравится", - сказал Волошин.
Тем временем Медведев ведет себя более уверенно, считает автор. "Один американский чиновник сказал мне, что Медведев неоднократно выражал желание остаться президентом. "Правда, он знает, что избиратель всего один", - добавил чиновник", - говорится в статье.
"Задача Медведева на следующий год - убедить этого единственного избирателя: Путина", - считает автор. По мнению Иоффе, смелые увольнения и неожиданные перемены политического курса продолжатся. Если Медведев убедит Путина, то, "как подсказывает здравый смысл, Путин останется на посту премьера - Волошин сказал мне, что Путин опасается за стабильность изобретенной им системы - или уйдет в отставку, уступив место другой сильной фигуре вроде Сечина", - пишет автор.
"Но есть и третий сценарий - "Темная лошадка", - считает журналистка. В Москве ходят слухи, что надоевшую старую модель заменит третий кандидат - Дворкович, Шувалов или Кудрин. "Все трое - молодые либералы, публично пропагандирующие модернизационную программу Медведева", - поясняет автор. Но в принципе третьим кандидатом может оказаться и кто-то другой, кто угодно.
По мнению Павловского, победа третьего кандидата возможна лишь в одном случае: "если Путин и Медведев поставят друг другу пат и ни один из них не отступится". Сценарий занятный, но маловероятный, считает автор. Павловский сомневается, что Путин якобы устал: "он не может просто бросить множество людей, которые от него зависят".