США и Россия обменялись списками персон нон грата, что "создает атмосферу неловкости для предстоящих переговоров Тома Донилона", пишут СМИ. Москва обрушилась на США с традиционными "гуманитарными" претензиями по Гуантанамо, а также включила в список судей и прокуроров, доказавших вину "торговца смертью" Виктора Бута и Константина Ярошенко, промышлявшего наркотиками. Перспективы "перезагрузки" кажутся все более нереальными.
"Война списков" вызвала охлаждение в американо-российских отношениях накануне визита высокопоставленного американского чиновника, пишет The Financial Times. Причина - "зеркальные запреты на въезд российских и американских официальных лиц". Между тем одна из задач Тома Донилона, советника президента США по национальной безопасности, - подготовка встречи Обамы с Путиным, предварительно намеченной на июнь.
У США и России возникла новая напряженность после составления "черных списков", пишет La Stampa. Последняя провокация совершена Кремлем: вчера он опубликовал собственный список "нежелательных" персон.
В российском списке - Дэвид Эддингтон, глава кабинета бывшего вице-президента США Дика Чейни, Джон Ю, консультант министерства юстиции, а также два офицера, которые в различные периоды возглавляли командование военной базы на Гуантанамо. Остальные 14 персон нон грата, по мнению Москвы, нарушали права российских граждан за рубежом, в частности Виктора Бута, российского торговца оружием, приговоренного в 25 годам тюрьмы, и Константина Ярошенко, получившего в США 20-летний срок за контрабанду наркотиков.
Москва говорит, что речь идет о "симметричной мере" после принятия в США "списка Магнитского", напоминает корреспондент. В пятницу администрация Обамы направила в Конгресс список из 18 лиц, виновных в нарушении прав человека в России, среди которых 16 непосредственно причастны к делу Магнитского. Этим людям будет запрещен въезд на территорию США, их имущество будет заморожено.
"Охлаждение отношений делает все более неустойчивыми надежды на восстановление уже скомпрометированного диалога, особенно накануне визита в Москву помощника президента США по вопросам национальной безопасности Тома Донилона, которому предстоит оценить реальную готовность Кремля к "перезагрузке", - подытоживает автор статьи.
Как известно, в американский список входит 18 россиян, причастных к нарушениям прав человека и смерти адвоката Сергея Магнитского, пишет Юлия Смирнова в Die Welt. 16 человек, в том числе экс-сотрудник налоговой полиции Ольга Степанова, следователь Павел Карпов, ряд сотрудников полиции, юстиции и медицинских учреждений имеют непосредственное отношение к смерти адвоката, еще двое - сотрудники чеченской полиции - обвиняются в убийствах. Генеральный директор инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер, на которого работал Магнитский, назвал въездные санкции против россиян "концом безнаказанности для российских чиновников".
Что же касается реакции Москвы, то она напомнила о временах холодной войны, считает Смирнова. В российскую версию списка также вошло 18 человек - четверо из них имеют отношение к тюрьме в Гуантанамо, все остальные - преимущественно судьи и прокуроры - принимали участие в судебных процессах против российских граждан, в частности Виктора Бута, осужденного на 25 лет тюрьмы торговца оружием, и Константина Ярошенко, отбывающего 20-летнее наказание за контрабанду наркотиков.
Кроме того, The New York Times сообщает, что существует еще один, дополнительный список, в который вошли фамилии высокопоставленных российских чиновников, в том числе президента Чечни Рамзана Кадырова. Американские власти, пишет Смирнова со ссылкой на NYT, решили не публиковать его, дабы не вызвать ответную реакцию российского президента и не допустить принятия российской стороной запрета на въезд в Россию американских политиков. В первоначальном варианте документа, подготовленном конгрессменом Джеймсом Макговерном, значилось порядка 280 человек, в числе которых были генпрокурор России Юрий Чайка, председатель СК РФ Александр Бастрыкин, ряд высокопоставленных сотрудников российских спецслужб.
Испортит ли "список Магнитского" поездку советника Обамы в Россию? - спрашивает в блоге The Cable журнала Foreign Policy журналист Джош Рогин. Тем более что список обнародован прямо перед визитом Тома Донилона, советника Обамы, в Москву.
По некоторым сведениям, главная задача Донилона - "склонить Москву к вступлению в дискуссии о сотрудничестве в сфере ПРО", пишет автор. По данным издания, ранее администрация Обамы отказалась от разработки ракеты SM-IIB, которую Россия сочла опасной для своего потенциала МБР.
Американские эксперты настроены скептически. "Россия против любой противоракетной обороны, будь то существующие элементы или планируемые. Я думаю, что Донилон зря теряет время, но, наверное, попытка - не пытка", - говорит Томас Мур (CSIS).
Как приняли "список Магнитского" в Конгрессе? Одни критикуют администрацию за то, что список небольшой, другие надеются на его расширение в ближайшем будущем, пишет автор.
"Кремль дал сдачи после того, как предполагаемому убийце Пола Хлебникова и другим запретили въезд в США", - обращает внимание Ричард Бехар, журналист Forbes. Редактора российского Forbes Пола Хлебникова расстреляли 9 выстрелами, а его убийство остается нераскрытым с 2004 года, напоминает он.
По версии российской прокуратуры, стрелял 30-летний чеченец Казбек Дукузов, говорится в статье. Правда, присяжные заключили, что он и соответчик невиновны в убийстве Хлебникова. А затем Дукузову "позволили бежать из страны". По некоторым сведениям, ныне Дукузов сидит в тюрьме в ОАЭ за какие-то преступления, не связанные с убийством Хлебникова.
На днях имя Дукузова появилось в открытой части "списка Магнитского" из 18 человек, сообщает автор, после чего Кремль совершил "контратаку по принципу "око за око": запретил 18 американцам въезжать в Россию.
Если в "список Обамы" вошли "некоторые из худших негодяев, которые сегодня разгуливают по российским улицам", продолжает Бехар, то "список Путина" выглядит как насмешка. Правда, с одной кандидатурой Бехар согласен. Министерство юстиции США заключило, что юрист администрации Буша Джон Ю "сознательно нарушил профессиональную этику", фактически одобрив жестокие допросы подозреваемых в терроризме. "Но в остальном кремлевским списком могли бы гордиться лучшие советские пропагандисты", - говорится в статье.
Российский список - попытка отвлечь внимание от "неумелой и коррумпированной системы уголовного судопроизводства" в России, считает автор. Почему Путин так громогласно негодует? Видимо, он из гордости "не признает, что у его правительства нет ни способностей, ни политической воли, чтобы раскрыть громкие убийства".
Арест Дукузова - один из редких случаев, когда в России задержали предполагаемого убийцу журналиста и собрали впечатляющие доказательства. "То, что случилось после ареста, - идеально-четкая картина болезней уголовного судопроизводства в России", - пишет Бехар. По его мнению, расследование убийства Хлебникова "скорее похоже на сценарий комедии, вот только в нем нет ничего смешного".
По делу Хлебникова "бригада из 8 лучших следователей собрала впечатляющее досье из документов и свидетельских показаний". Но подсудимые находились на свободе. Дукузов бесследно исчез. "В 2007 году, когда подсудимые не явились на заседание, суд был приостановлен ввиду их отсутствия. Нам уже смешно? Нет, мы рыдаем", - говорится в статье.
По мнению Бехара, есть и другой кандидат на роль заказчика убийства - Борис Березовский. Возможно, теперь, после его смерти, что-то прояснится. Автор материала надеется, что включение Дукузова в "список Магнитского" поможет приблизиться к разгадке.
Российский ответ на американский "список Магнитского", оказался "симметричным" и "пропорциональным": не прошло и 15 часов, как был опубликован список из 18 американцев, которым запрещен въезд в Россию и чьи активы на российской территории будут заморожены, пишет Le Figaro. Москва, тем не менее, постаралась не возлагать на Белый дом прямую ответственность за то, что российская дипломатия характеризует как "русофобский" удар. Не имея четкого направления атаки, Москва, со своей стороны, обрушилась на США с традиционными "гуманитарными" претензиями: обвинениями в причастности к пыткам в тюрьме Гуантанамо и "похищению" Виктора Бута, говорится в статье.
"Официально ни Кремль, ни Белый Дом не хотят ухудшения двусторонних отношений, хотя бы из экономических соображений. Но, с точки зрения Москвы, последний виток "конфликта Магнитского" лишь обострит антиамериканские настроения, уже имеющиеся у российского населения", - резюмирует корреспондент Пьер Авриль.