"С точки зрения стратегии Москве скорее нужен Запад, чтобы уравновесить Китай, а не Азия, чтобы противостоять западному миру", - считает автор статьи в Les Echos Доминик Моизи.
Создается впечатление, что Россия все больше отдаляется от Европы и сближается с Азией. "На протяжении всей своей истории Россия переживала периоды сближения с Европой и западным миром, которые, как правило, гармоничнее сочетались с господствующей культурой ее интеллектуальных и творческих элит, и более "азиатские" периоды, лучше подходящие ее политической культуре", - пишет автор.
"В действительности, никогда за последние десятилетия соблазн деспотизма в России не был так велик, как сейчас", - полагает обозреватель Les Echos. Путинская Россия 2013 года по степени свобод больше всего напоминает конец правления Брежнева, хотя свобода выезда является важным достижением. Обращение с НКО - "самый тревожный признак ужесточения режима, который, несмотря на энергетическое богатство и экономический вес олигархов, не может существовать иначе, как через отрицание: чем сильнее страна боится, что про нее забудут, тем громче она говорит "нет", анализирует ситуацию Моизи. "Ужесточая тон для выживания, разыгрывая карту унижения для маскировки глубинных слабостей в сфере демографии и конкурентоспособности, путинская Россия вступает в будущее, пятясь назад?" - задается вопросом автор. "Называя распад СССР "величайшей катастрофой ХХ века", Путин играет на ущемленном самолюбии своих сограждан, - говорится в статье. - Следует учитывать эту обиду при анализе дипломатической обстановки, но нельзя позволять ей парализовать нас".
Главное - "дать России понять, что она идет по ложному пути, даже если она не готова это услышать", рекомендует автор. "В долгосрочной перспективе единственную угрозу для России представляет Китай, а не западный мир. А в краткосрочной - угроза исходит от нее самой и от ее неспособности принять тот факт, что видимость величия страны невозможно создать, пренебрегая уважением и счастьем ее граждан", - заключает обозреватель.