"Требования конгрессменов, что Конгресс США должен получить на рассмотрение ядерное соглашение президента Обамы с Ираном, получили помощь с неожиданной стороны", - утверждает Bloomberg View. "Во вторник, спустя всего 24 часа после того, как президент Путин заявил, что отгрузит в Иран системы ПВО С-300, председатель сенатского комитета по международным отношениям Боб Коркер объявил, что заручился в обеих партиях энергичной поддержкой законопроекта, который уполномочит Конгресс контролировать это соглашение", - пишут журналисты Эли Лейк и Джош Рогин.
Ранее Белый дом предостерегал, что законопроект Коркера создаст опасный прецедент. "Но во вторник пресс-секретарь администрации США Джош Эрнест дал понять, что президент подпишет этот законопроект в случае его принятия, если только в него не будут включены нежелательные поправки", - говорится в статье.
Авторы полагают: "Путин невольно подбросил убедительные аргументы в пользу законопроекта Коркера, когда фактически взял назад обещание России не поставлять Ирану мощную систему ПВО, а Белый дом теперь отступил от своей угрозы наложить на законопроект вето".
По мнению издания, решение Путина имело и другие последствия. Сенатор Роберт Менендес, соавтор законопроекта Коркера, сказал во вторник, что объявление о поставках С-300 "ставит безотлагательный вопрос о механизмах верификации и выполнения [соглашения с Ираном], так как, если окрепнет способность Ирана защититься от применения военной силы, возможного в будущем, наши усилия будут подорваны".
Менендес указал на заковыристую проблему для Белого дома, комментируют авторы. Может ли Конгресс положиться на Обаму - поверить, что подготовленное Обамой соглашение не позволит Ирану использовать атомную инфраструктуру для создания ядерного оружия?
По мнению автора, обнажается и более глубокая дилемма. В 2010 году команда Обамы тесно сотрудничала с Россией, чтобы провести в Совбезе ООН резолюцию об оружейном эмбарго в отношении Ирана и ужесточить санкции в отношении Тегерана.
Однако резолюция Совбеза ООН номер 1929 содержала лазейку, которая технически разрешала России поставлять Ирану системы С-300. По словам авторов, администрация Обамы смирилась с этой лазейкой взамен на обещание президента Дмитрия Медведева не отгружать С-300 Тегерану.
"По резолюции 1929 Медведев не был обязан запрещать эти поставки, - сказал в интервью авторам Майкл Макфол, в то время советник Белого дома. - Но он сделал это в одностороннем порядке, чтобы поддержать процесс санкций. В то время я воспринял это как крупный прорыв. У нас не было оснований считать это временным решением". Макфол добавил: "Что изменилось? Путин. Теперь он воспринимает США как врага. Он ставит перед нами вопросы по принципу "победитель получает все".
В то время Белый дом старался своей политикой укрепить легитимность Медведева, надеясь, что сотрудничать с ним Западу будет легче, чем с Путиным. По мнению авторов, точно так же Обама сейчас старается укрепить легитимность президента Ирана Рухани. Однако в Иране "вся реальная власть принадлежит Хаменеи, совсем как в России - Путину", - говорится в статье.
Задним числом то, что США поверили Медведеву на слово и согласились на лазейку в резолюции, кажется наивностью. "Могут ли теперь конгрессмены положиться на то, что тот же президент проявит здравомыслие на финальных переговорах с Ираном?" - вопрошает издание.
Сенатор Марк Керк заявил, что объявление Путина о поставках С-300 равносильно "вероломному удару в нашу спину".
Со своей стороны, глава МИД РФ Лавров заявил, что поставки С-300 отчасти оправданы тем, что Иран 2 апреля одобрил промежуточное соглашение.
Исполнительный директор Foundation for the Defense of Democracies Марк Дубовитц заметил в интервью: "Тот факт, что русские считают, что могут выполнить такой контракт, исчерпывающе свидетельствует, насколько русские, китайцы и другие не боятся применения санкций США". "Никто не удивится, если завтра китайцы разморозят миллиарды долларов - депонированную нефтяную выручку Ирана", - добавил эксперт.