Интервью с заместителем директора института метеорологии Франции Жаном-Пьером Сероном
- Нынешние осадки над Европой носят исключительный характер?
- Да. Сейчас сильные дожди идут в районе Альп. Особенно интенсивные дожди отмечены в Чехословакии, в Австрии, над некоторыми районами Италии и Венгрии. Там количество осадков приближается к рекордному уровню. Между тем, во Франции идут обычные дожди. Стоит прохладная погода, дожди идут местами по причине особой конфигурации циклона. Азорский антициклон задержался над Атлантикой в необычном для этого времени месте. А над Россией сформировалась область высокого давления.
- Видите ли вы что-то необычное в том, что происходило в эти последние дни?
- Наводнения в Австрии и Чехословакии носят исключительный характер. Уровень воды в этих странах превзошел рекордные отметки, регистрировавшиеся в течение последних 50 лет. Эта ситуация связана с циркуляцией воздуха в атмосфере, о которой мы говорили раньше. Время прохождения воды из атмосферы в водные потоки очень мало. Именно это и привело к паводкам. Если посмотреть на температурный режим, то мы увидим, что эти показатели близки к норме. В Париже в июле средняя температура составила 19,2 градуса против 19,5 градуса, отмечавшихся на протяжении последних 30 лет. Рекордно низкая температура для этого периода не опускалась ниже 17 градусов. В 1980 году в Орли в июле была зарегистрирована температура 16,7 градуса, а в Руасси - 16,5 градуса.
- Связаны ли все эти эпизоды с потеплением климата?
- Довольно забавно слышать, как люди жалуются на холод в условиях потепления климата. В настоящее время, ученые не могут решить, идет ли речь о естественных изменениях климата или о глобальном потеплении. Ученые не располагают данными достаточно продолжительных наблюдений. Нам следовало бы иметь наблюдения за 150-200 лет, однако мы располагаем данными лишь за 50 лет. В XX веке не происходило ничего экстремального, и мы не наблюдали явной тенденции к торнадо, циклонам или сильным осадкам. Программа исследований должна быть усовершенствована. В течение двух-трех лет мы, возможно, будем в состоянии делать какие-либо заключения. Существует также предположение, что неустойчивость климата может лишь усилиться. В будущем нам следует более внимательно относиться к прогнозированию экстремальных ситуаций.