В новой России добыча всегда достается богатым и влиятельным
Люди в масках и камуфляже появились 4 августа примерно в 10 утра. Прыгая через заботы с автоматами в руках, они вошли в поселок Екатерининские валы, избивая и пугая жителей. Рейд спецназа на логово чеченских боевиков? Стычка организованных преступных группировок из-за награбленного добра? Ничего подобного. Целью этой атаки были несколько скромных коттеджей, или дач.
"Они выкрутили мне руки, швырнули на землю и несколько раз ударили, прежде чем прыгнуть мне на спину", - говорит один из хозяев, Андрей Смирнов, переводчик, который когда-то работал с Джорджем Бушем и Маргарет Тэтчер.
Маски скрывали лица приставов московского областного суда, которые должны были выполнить судебное решение и снести 13 деревянных домов примерно в часе езды от Москвы. Подобно огромному количеству дач вблизи от столицы, дачи в Екатерининских валах сравнительно новые. Они растут как грибы, благодаря благосостоянию, обретенному россиянами в последнее десятилетие. Их часто строили бессистемно и не всегда в соответствии с правилами - без зонального плана и разрешения на строительство. Отсюда и судебное решение о сносе на том основании, что дачи были построены слишком близко к водохранилищу, в природоохранной зоне. Владельцы дач ждут рассмотрения дела в Верховном суде.
Буря в стакане воды? Вовсе нет. Чиновник, находящийся в эпицентре, говорит, что атака на Екатерининские валы была лишь первой из целого ряда. Необходимо навести порядок в дачном строительстве в окрестностях Москвы, говорит Олег Митволь, заместитель главы Инспекции по использованию природных ресурсов. "Надо действовать по закону!"
Митволь стремится выглядеть кем-то вроде российского Робин Гуда, чиновника, слишком богатого, чтобы его можно было подкупить, и полного решимости наказать правонарушителей. Но критики утверждают, что его дачная война является ярким примером того, что права собственников враждебны нынешним политическим веяниям, а лучшая защита - это богатство и влиятельность.
По слухам, Митволь разбогател в 1990-е годы, когда он был партнером олигарха Бориса Березовского. В отличие от обычного российского бюрократа, который берет взятки за то, что молчит о подобных нарушениях, он развернул громкую кампанию против дач, построенных без надлежащего разрешения.
Недавно он взял журналистов в полет на вертолете над огромными дворцами "новых русских", построенными вокруг водохранилища, и даже забрался на бульдозер, как Борис Ельцин на танк, обличая непокорных хозяев.
Суды уже приняли 140 решений о сносе, и он намерен добиться примерно тысячи, говорит он с гордостью. Количество расследований экологических нарушений, составлявшее менее 40 в год, увеличилось почти до 400 в месяц после того, как он пришел на работу в министерство четыре года назад.
В эту картину не вписывается рейд 4 августа. На фотографиях в газетах были не богачи, нажившие неправедные состояния, и их особняки, а обычные представители среднего класса, пытающиеся защитить свои дома. Богатых никто не тронул.
"Что сносить, решает суд, а не я", - говорит в свое оправдание Митволь. К сожалению, единственной структурой, которую россияне уважают еще меньше, чем бюрократию, является судебная система. Поскольку воспоминания о суде над Михаилом Ходорковским еще живы, россияне скептически относятся к разговорам о независимом суде.
"Когда летишь над водохранилищем, видишь сотни домов, которые гораздо ближе к воде, но у хозяев нет проблем", - говорит Смирнов. Вероятная причина: хозяева богаты и могут заплатить за то, чтобы их оставили в покое.
Это не совсем так. Митволь участвует в расследовании, касающемся одного очень богатого человека - бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, которого Кремль обвиняет в незаконном приобретении бывшей государственной дачи. Но, как и в случае с Ходорковским, многие россияне подозревают, что цель расследования - отбить у Касьянова охоту заниматься политикой, например выставив свою кандидатуру на президентских выборах 2008 года.
Между тем жители Екатерининских валов выдвигают свою версию событий. Многие опасаются, что новая дачная война знаменует собой начало захвата земель сильными мира сего, которые облюбовали для себя их деревянный рай. Некоторые называют имя малоизвестного бизнесмена Сергея Веремеенко, который в прошлом году заявил еженедельнику Forbes, что хочет построить в этом районе поле для гольфа и яхт-клуб. Веремеенко публично заявил, что не имеет подобных намерений, но это не успокоило страсти.
Митволь тем временем обещает, что строительства на этом участке не будет. Владельцам дач заявили, что им придется заплатить за снос из своего кармана, а если они не подчинятся, у них будет конфисковано другое имущество. Похоже, что скоро судебные исполнители в камуфляже вернутся и, может быть, с подкреплением.