Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 августа 2008 г.

Стивен Ли Майерс | The New York Times

Советники Буша: действия России в Грузии ставят американо-российские отношения под угрозу

Российская военная кампания в Грузии пошатнула отношения администрации Буша с Москвой, заявили в четверг высокопоставленные американские чиновники, заставив администрацию приступить к полной переоценке отношений Америки с Россией, а также подвергнув опасности переговоры по всем вопросам, от сдерживания ядерных амбиций Ирана и сокращения стратегических арсеналов до сотрудничества в области противоракетной обороны.

Этот конфликт спровоцировал резкое изменение в отношении администрации к Владимиру Путину, бывшему президенту, ставшему премьер-министром, которого президент Буш неоднократно называл надежным другом. Теперь советники Буша указывают, что российские чиновники вводили их в заблуждение или, по меньшей мере, утаивали намерения России относительно Грузии.

Даже на фоне послабления в конфликте между Россией и Грузией в четверг министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что российская атака вызвала фундаментальную переоценку усилий администрации по ведению "продолжительного и долгосрочного стратегического диалога с Россией".

"Поведение России в последнюю неделю поставило под сомнение весь посыл этого диалога и будет иметь серьезные последствия для продолжения наших отношений в области безопасности, и на двустороннем уровне, и с НАТО, - заявил Гейтс в Пентагоне. - Если Россия не откажется от своих агрессивных позиции и действий в Грузии, это может на долгие годы оказать неблагоприятное воздействие на американо-российские отношения".

Вслух пока не говорят о новой опасности: охлаждение отношений может привести к тому, что администрация потеряет всякую надежду на тесное сотрудничество с Россией по ряду приоритетных для нее вопросов, таких как сдерживание ядерного распространения, борьба с терроризмом или разрешение проблем на Ближнем Востоке. Хотя в течение президентства Буша Россия и США редко действовали как союзники, столь же редкими были и разногласия, которые могли бы подорвать то, что Буш считал одними из своих краеугольных дипломатических отношений. После первой встречи в 2001 году Буш, как известно, заявил, что он заглянул в глаза Путину и увидел его душу. Буш проводил политику, против которой резко выступал Путин, включая поддержку независимости Косово от Сербии, российской союзницы, расширение НАТО с тем, чтобы включить в альянс некоторые бывшие страны советского блока, и размещение элементов системы ПРО в Восточной Европе.

Однако обе страны тесно сотрудничали в сфере борьбы с терроризмом. Чиновники администрации отметили, что в целом Путин шел на сотрудничество в усилиях по сворачиванию ядерных программ Ирана и Северной Кореи. Всего четыре месяца назад Буш и Путин встречались в Сочи, российском курорте, расположенном в нескольких милях от Грузии, и подписали рамочное соглашение о сотрудничестве по ряду дипломатических вопросов и вопросов безопасности, заявив, что "эра, когда США и Россия считали друг друга врагами или стратегической угрозой, окончилась". Гейтс, вместе с госсекретарем США Кондолизой Райс, за последний год дважды побывал в Москве для дискуссий по этому соглашению, которое сейчас омрачено войной и прогресс по которому в ближайшее время маловероятен, если вообще таковой будет.

Достижение одной из главных целей тех дискуссий - успокоить тревоги Кремля по поводу системы ПРО - в четверг стало еще менее вероятно после того, как Польша и США объявили о соглашении на размещение батареи американских ракет-перехватчиков на польской территории; этот шаг Россия неоднократно называла провокационным.

Буш воздержался от прямых комментариев по поводу его отношений с Путиным или его преемником Дмитрием Медведевым, а его помощники в четверг отказались обсуждать его личное мнение. Однако он резко предупредил Россию, что она рискует утратить свое международное положение. Отложив визит на свое ранчо в Техасе, Буш отправился в штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния, для брифинга по ситуации в Грузии.

"Встретился со множеством людей, умных людей, которые анализируют ситуацию и, конечно, проинформировали нас о различных вариантах, которые могут сложиться в той области и в регионе", - сказал он, стоя рядом с директором управления Майклом Хейденом и его заместителем Стивеном Кэппесом. Он повторил свой призыв к уважению "территориальной целостности Грузии и соблюдению договора о прекращении огня".

И Грузия, и Россия в четверг предприняли шаги для ухода от открытого конфликта - Россия преимущественно отказалась от воздушных операций над Грузией и начала готовиться к выводу, по меньшей мере, некоторых частей, которые были введены в страну, сообщил Гейтс.

Однако складывается впечатление, что вопрос о территориальной целостности Грузии становится все более неопределенным после того, как Медведев встретился с лидерами двух сепаратистских регионов, Южной Осетии и Абхазии. Министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил, что Грузия "может забыть о" восстановлении суверенитета над регионами.

Буш перенес отъезд на ранчо в Техас на пятницу. Райс, сказал он, проинформирует его по возвращении из Франции и Грузии, предпринятом с целью продемонстрировать американскую поддержку президенту Грузии Михаилу Саакашвили, положение которого пошатнулось.

В Грузию прибыл американский грузовой самолет С-17 с гуманитарными поставками на борту, не встретив сопротивления со стороны российских сил. В среду Буш издал указ об операции под управлением военных, бросив прямой вызов России, которая обещала пропускать гуманитарную помощь. Прибыла также небольшая группа экспертов Пентагона с тем, чтобы оценить, как лучше всего доставлять гуманитарные поставки раненым и тем, кто был вынужден покинуть свои места из-за конфликта.

Гейтс и генерал Джеймс Картрайт, вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов, заявили на брифинге в Пентагоне, что американские силы имеют право на самооборону, но указал, что не считает, что им придется прибегать к силе, чтобы доставлять медикаменты и иные поставки.

Гейтс подчеркнул, что он не предрекает возвращения к холодной войне, и сказал, что в целом реакция США на кризис была сдержанной.

"США на протяжении 45 лет активно работали над тем, чтобы избежать военной конфронтации с Россией, - заявил Гейтс. - Я не вижу причин менять этот подход сегодня".

Гейтс - один из экспертов администрации по политике в отношении Советского Союза и России и ранее служил директором центральной разведки. На протяжении своей карьеры он изучал Кремль и его усилия по оказанию влияния в мире.

"То, что произойдет в ближайшие дни и месяцы, определит будущий курс американо-российских отношений, - отметил он. - Но, кроме того, лично я считаю, что действия, предпринятые Россией против суверенного государства, должны повлечь за собой последствия".

США уже отменили или отказались от участия в нескольких военных учениях, в которых в ближайшие дни должны были принимать участие российские силы. Это стало первыми конкретными карательными шагами, предпринятыми администрацией. Кроме того, добавил Гейтс, министерство обороны "переоценит всю гамму нашего военного взаимодействия с Россией и внесет изменения, как то будет необходимо и соответственно, в зависимости от российских действий в ближайшие дни".

Российское правительство спустило свои вооруженные силы на Грузию с двумя целями, отметил Гейтс: наказать Грузию за попытку интегрироваться в Запад и предостеречь другие страны в бывшей советской сфере влияния от более близких связей с Вашингтоном и его союзниками по НАТО.

"Я полагаю, россияне - и, я бы сказал, главным образом, премьер-министр Путин - заинтересован в том, чтобы не только вновь утвердить статус России как великой державы или сверхдержавы, но и вновь утвердить традиционные сферы влияния России, - заявил он. - Я полагаю, все будут смотреть на Россию через другую призму в будущем".

В своих замечаниях, хотя и критичных в отношении Путина, Гейтс также косвенно осудил усилия США по определению американской политики исключительно на основе предполагаемой дружбы с Кремлем. В Пентагоне Гейтса спросили, доверяет ли он все еще Путину, и он задумался, прежде чем ответить.

"Все еще" - интересная добавка, - сказал он. - Я никогда не считал, что политику национальной безопасности следует разрабатывать на основе доверия. Я полагаю, что политика национальной безопасности разрабатывается на основе интересов и реалий".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru