Судьбы Южной Осетии и Абхазии занимают главное место среди множества проблем, которые в ходе грузино-российской войны до сих пор остаются неразрешенными. Однако ясно, что президент Грузии Михаил Саакашвили приказал войскам своей страны утвердить его власть над Южной Осетией силовыми методами. Американским официальным лицам следует поразмыслить над последствиями поведения Саакашвили для политики США по отношению к Грузии, России и данной области.
На прошлой неделе Саакашвили отдал приказ о нападении, зная, что Южная Осетия окажет сопротивление, зная, что его силам придется тягаться с российскими миротворцами, зная, что Москва рвется в драку. Собственно, правительство самого Саакашвили ранее уже уверяло, что Россия готовится атаковать Грузию.
Президент Грузии явно полагал, что его войска смогут быстро занять Южную Осетию, а президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин не посмеют вмешаться, чтобы не спровоцировать Запад, в особенности Соединенные Штаты. Похожая логика стоит за долговременными политическими расчетами Тбилиси. История знает много случаев, когда слабые страны, имеющие сильных соседей, активно искали себе сильных союзников. Например, Сербия заручилась поддержкой России против Австро-Венгерской империи, а Польша протянула руку Великобритании, чтобы сдержать натиск нацистской Германии.
Саакашвили с удовольствием воспользовался этой проверенной стратегией, отправив значительную долю маленькой грузинской армии в Ирак (откуда его войска в последние дни по понятным причинам были отозваны) и вторя как попугай доктринам администрации Буша по международным вопросам - особенно в области продвижения демократии - больше, чем чуть ли не любой другой лидер на планете.
Однако в конечном итоге президенту Грузии неважно, что представляют собой Соединенные Штаты - демократию, теократию или режим марсиан, - лишь бы удавалось пользоваться Вашингтоном для изменения динамики грузино-российских отношений.
Недавние заявления Саакашвили демонстрируют, что он научился играть на струнках сознания Америки - вероятно, не без помощи вашингтонских лоббистов своего правительства. В ряде интервью и статей, в том числе в статье на редакционной полосе вчерашнего номера Post, он уподобляет недавний удар России по Грузии с вторжениями советских войск в Венгрию, Чехословакию и Афганистан. Он также вспомнил об экс-президенте Рональде Рейгане и попытался изобразить эту войну как атаку России на западные ценности. "Нас атакуют, потому что мы захотели быть свободными", - сказал он в интервью CNN.
Однако обстановка внутри Грузии бросает тень на заявления Саакашвили о его приверженности делу свободы. Самым вопиющим случаем было то, как он поступил прошлой осенью, столкнувшись с акциями протеста оппозиции. В "Докладе о правах человека" за 2007 год, подготовленном Госдепартаментом США и опубликованном всего несколько месяцев назад, сообщается, что в Грузии зафиксированы "серьезные проблемы" с соблюдением прав человека, отмечается, что имело место "чрезмерное применение силы при разгоне демонстраций", "безнаказанность полицейских" и уменьшение уважения к свободе слова, свободы прессы, свободы собраний и участия в политической жизни. Ана Долидзе, сторонница демократии, экс-председатель Ассоциации молодых юристов Грузии, подробно описала, что после вступления в должность Саакашвили быстро постарался расширить полномочия исполнительной власти за счет полномочий парламента и усилить правительство путем "удушения выражения мнений в политике, давления на влиятельные СМИ и гонений на конкретных громогласных критиков и лидеров оппозиции", в том числе силами правоохранительных органов. Саакашвили хотел бы, чтобы Запад считал его нравственно-безупречным демократом, но на деле далек от этого идеала.
Внутриполитические реалии в Грузии помогают уяснить, что главной причиной боевых действий стало не то, что символизирует эта страна, а действия ее правительства. Тбилиси мог бы избежать конфронтации, пересмотрев свое стремление подчинить Южную Осетию и добиваясь этого сугубо мирными средствами.
По-видимому, мало кто помнит, что США и Россия в сотрудничестве с грузинской оппозицией предпринимали усилия для смещения тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе и проведения выборов, в результате которых к власти в итоге пришел Саакашвили. За последние пять лет отношение России к Саакашвили переменилось, поскольку Москва наблюдала, как тот ведет себя все более враждебно; также, грозя применением силы, в 2004 году он сверг правительство другой автономной области, Аджарии.
Ничто из вышеперечисленного не оправдывает действия России. Но даже если Москва была начеку, выжидая, пока Саакашвили даст ей предлог для активных действий, его поступок выглядит еще более глупым. К сожалению, грузинский лидер позволил Москве совершенно недвусмысленно продемонстрировать, что американские интересы в ближайшем окружении России ограничены. Для Кремля на кон поставлено намного больше, чем для Вашингтона, и Москва готова действовать решительно, задействуя свое силовое превосходство. Осознавая потенциальные глобальные последствия крупного разрыва отношений с Россией, Америка не пожелала вмешиваться по-крупному - она лишь предоставила гуманитарную помощь, подчеркнула, что американские войска не станут охранять грузинские порты и аэродромы, куда будет доставляться помощь, а также направила на место событий госсекретаря Кондолизу Райс.
Не следовало допускать выставления этих реалий на всеобщее обозрение. Но так случилось - и это крупная неудача американской политики, которая подорвет осуществление целей США во всем регионе. Остается надеяться, что в кулуарах администрация Буша четко объясняет Москве, что, несмотря на все недостатки Саакашвили, Соединенные Штаты не потерпят его насильственного смещения, - а грузинскому правительству сообщает, что безрассудные друзья Америке не нужны.
Пол Дж. Сондерс - исполнительный директор Nixon Center, с 2003 по 2005 год занимал должность старшего советника при младшем госсекретаре, ведающем вопросами демократии и глобальных международных отношений