Мрачные тучи сгущаются над главным внешнеполитическим прорывом администрации Обамы - перезагрузкой отношений с Россией, пишет Foreign Policy. Weekly Standard, Washington Times и "ястребы" из Конгресса считают последние новости подтверждением их аргумента о том, что перезагрузка представляет собой опасное соглашательство с врагом, любое сотрудничество с которым - безумие. Некоторые заголовки наводят на мысль, что американо-российские отношения находятся на грани возвращения к состоянию грядущей конфронтации. И хотя в критике перезагрузки нет ничего нового, многие из недавно опубликованных аналитических статей совершенно недостоверны: "некоторые хулители перезагрузки настолько ослеплены своей яростью, что просто отказываются признавать ее достижения и забывают, сколь катастрофической была бы альтернатива для национальных интересов США и развития России", - отмечает корреспондент Сэмюэл Чарап.
Во-первых, надо понимать, что перезагрузка - это не секретное оружие для уничтожения всех тех представителей российского оборонного истеблишмента, которые с недоверием относятся к намерениям США и подчас действуют соответственно, это и не перезагрузка российской политической системы, не волшебная палочка, гарантирующая мгновенную демократизацию, подчеркивает Чарап. Это попытка совместно с Россией решать ключевые вопросы национальной безопасности в сферах, где американские и российские интересы пересекаются, не стесняясь в то же время спорить с Кремлем. Идея перезагрузки в том, что со временем открытость позволит Вашингтону хотя бы повлиять на проблемное поведение России и приведет к появлению большей свободы во внутренней российской политике.
"В корне политики перезагрузки лежит уверенность в том, что увязка двустороннего сотрудничества в определенной сфере с поведением страны в других вопросах является неэффективным инструментом в отношениях со странами, не являющимися союзниками или врагами. Это особенно верно в отношении таких великих держав, как Китай или Россия, которые, нравится это американцам или нет, играют ведущую роль в важных вопросах мировой политики", - отмечает Чарап.
Как отмечает издание, "тяжесть якобы совершенных Москвой прегрешений меркнет в сравнении с преимуществами, которые перезагрузка дала Соединенным Штатам". Тем не менее требования, выдвигаемые противниками перезагрузки, муссирующими шпионские истории и невероятные рассказы о причастности Москвы к прошлогодним взрывам в Грузии и возмущающимися реакцией Москвы на утверждение Сенатом "списка Магнитского", по всей видимости, отражают желание многих в Вашингтоне похоронить американо-российские отношения вместо того, чтобы решать текущие вопросы двусторонних связей, подчеркивает автор статьи.
Очевидно, что чиновникам, причастным к гибели Сергея Магнитского, и так не дали бы американские визы. Однако часто такие запреты не афишируются, утверждение же списка на законодательном уровне подразумевает, что Госдепартамент должен регулярно и публично "называть и клеймить позором" чиновников отдельно взятого государства за отдельно взятое преступление. Таким образом, Россия попадает в ту же категорию стран, что и Белоруссия, Бирма, Иран, Ливия и Сирия, в отношении которых США вводят односторонние санкции. "К счастью, Россия, несмотря на все недостатки ее политической системы, - гораздо более открытая страна, чем все вышеупомянутые, - подчеркивает журналист. - И, возможно, поэтому законодательный акт, связанный с делом Магнитского, вряд ли позитивно отразится на состоянии прав человека в России. Даже перспектива утверждения этого акта фундаментально изменила природу дискурса в Москве: вместо того, чтобы реагировать на возмущение российских граждан, вызванное этим преступлением, российские политики мечут громы и молнии из-за американского закона и принимают собственные законы для наказания американских чиновников".
И сторонники утверждения "списка Кардина", и авторы историй о взрывах в Грузии, похоже, "больше заинтересованы в антагонизме с Москвой, чем в поддержке демократии и прав человека в России, помощи Грузии или защите американских дипломатов", полагает автор статьи.
Возможно, их аргументация имела бы смысл, если бы перезагрузка не приносила результатов в виде сокращения стратегических вооружений и контрольных инспекций, сотрудничества в деле обуздания ядерных амбиций Ирана, беспрецедентной логистической поддержки миссии НАТО в Афганистане. И это лишь наиболее заметная часть примеров, подчеркивает газета, напоминая о совместных операциях по борьбе с терроризмом, вывозе высокообогащенного урана российского и американского происхождения из третьих стран, совместных учениях, сотрудничестве в области ПРО и т.д.
"Критики перезагрузки должны спросить себя, какую альтернативу они предлагают и насколько эффективнее она будет отвечать интересам и ценностям США. Учитывая, что политика поучений и изоляции, проводимая администрацией Буша, полностью провалилась, их призывы вернуться к той политике звучат крайне неубедительно, - подчеркивает издание. - Одновременно им стоит задуматься о последствиях своих предложений, будь то пересмотр международного консенсуса по иранской ядерной программе, создающий опасность для американских войск в Афганистане и ставящий под угрозу безопасность ядерных материалов, или меры, которые сделают российскую политику еще более закрытой и безальтернативной. На кону больше, чем просто стремление навредить Обаме накануне выборов", - резюмирует издание.