Обозреватель WSJ считает, что Германия проводит недостаточно активную внешнюю политику из-за своего нацистского прошлого и обширных торговых связей. FT констатирует, что текущая ситуация в отношениях с Россией негативно влияет на уверенность немецкого бизнеса.
"Участие Германии в международных делах - это лишь легкие касания" - так озаглавлена статья в американской The Wall Street Journal. Правда, как тут же напоминает автор статьи Бертран Бенуа, "Берлин руководит дипломатической реакцией Европы на агрессию России на Украине". Но, по мнению автора, эта инициативность - скорее исключение.
В последние три года Германию призывали дополнить ее экономическую мощь решительной и ответственной внешней политикой. В 2011 году глава МИД Польши Сикорский сказал, что его меньше страшит "мощь Германии", чем ее "бездействие".
На этом фоне курс Меркель в ситуации с Украиной - "редкий случай, когда Берлин, воспротивившись пугливому обществу и неприязненно настроенному бизнесу, защищает интересы Европы и Запада", - пишет автор.
Между тем на этой неделе Германия вернулась к прежнему подходу, сетует журналист. Если Франция объявила, что поставит курдам в Ираке оружие, чтобы они противостояли боевикам ИГИЛ, то Берлин предпочел гуманитарную помощь.
По мнению автора, причина - мнение электората: соцопрос в четверг показал, что 71% респондентов против поставок оружия курдам в Ираке.
Преступления нацистов оставили глубокий отпечаток в коллективном сознании немцев. "Проблема в том, что устранение кризисов часто предполагает неоднозначные в моральном отношении действия. Инстинкт велит [немцам] не вмешиваться", - поясняет Ян Техау, глава Carnegie Europe.
Другой аргумент против активной внешней политики связан с тем, что Германия - один из крупнейших экспортеров. Она опасается принимать чью-либо сторону в спорах - не хочет оттолкнуть потенциальных покупателей.
"Немецкий бизнес - самый громогласный противник санкций в отношении России. В кулуарах менеджеры поясняют: опасения в основном связаны с тем, что Китай, 5-й по величине рынок экспорта для Германии, примет сторону Кремля", - говорится в статье.
Даже политика Меркель и Штайнмайера в отношении Украины первоначально была встречена немцами настороженно. "Многие чиновники здесь все еще относятся к киевскому правительству с подозрением, а также не верят, что санкции заставят Путина опомниться", - говорится в статье.
"Тень России пошатнула уверенность немецкого бизнеса", - выносит в заголовок британская The Financial Times. Ульф Шнайдер, основатель фирмы Russia Consulting, признается, что его клиенты "по-настоящему обеспокоены", пишут журналисты Стефан Уэгстил и Крис Брайент. Фирма консультирует более 100 немецких компаний, работающих с Германией.
"Хотя на Россию приходится всего 3% экспорта из Германии, а на Украину - менее 1%, тень кризиса пошатнула уверенность немецкого бизнеса", - поясняет газета.
Есть и другие факторы. "Сочетание украинского кризиса, замедления на других развивающихся рынках и внутриполитического беспокойства, особенно из-за цен на энергию, заставили мотор крупнейшей экономики Европы "зачихать", - пишет газета.
Во втором квартале 2014 года ВВП Германии снизился больше ожидаемого (0,2% вместо 0,1%). Ожидается, что его рост в 2014 году составит всего 1,5%.
Газета возвращается к связям Германии с Россией. "3% [экспорта] - вроде бы немного, но это 36 млрд евро. В России 20 млрд германских инвестиций", - говорит Эрик Швайцер, президент ассоциации немецких торговых палат. По его словам, в Германии 400 тыс. человек работают в компаниях, экспортирующих продукцию в Россию.
В июле глава Siemens Джо Кезер предостерег, что геополитические трения создают "серьезные риски" для роста Европы в нынешнем и следующем годах.
Немецкие экспортеры в секторе машиностроения меньше тревожились бы из-за России, будь выше спрос на других рынках. Но, как сообщил Ральф Вилхерс из ассоциации VDMA, в первые 5 месяцев текущего года продажи в Бразилию упали на 20,6% - еще больше, чем на российском направлении (19,5%), а продажи в Китай не растут.
Правда, в самой Германии потребительский спрос активный. Но компании все еще опасаются инвестировать.
"Топ-менеджеров также тревожит стоимость энергии - выросшая из-за того, что правительство фокусируется на "экологически чистой энергетике", которая субсидируется за счет наценок на электричество", - пишет газета.