Когда Владимир Путин ехал по полупустым вечерним улицам Гаваны, он должен был задать себе вопрос, стоило ли СССР выделять огромные ресурсы на поддержку режима Кастро, если сейчас на острове наблюдается только минимальное российское присутствие. Лишь гигантское здание посольства - памятник плохому вкусу - да несколько старых "Лад" и "Москвичей" напоминают о миллиардах долларов - равных нескольким планам Маршалла, поднявшим из руин послевоенную Европу - направленных на субсидирование так и не заработавшей экономики острова.
Кубинцы отнеслись к Путину с безразличием. Если официальный прием был холодным и даже невежливым, то население пребывало в апатии. Люди не испытывают ни малейшей ностальгии по русским. За 30 лет политического влияния Москвы на острове так и не удалось установить прочных уз между двумя народами. Действительно, русские жили в своего рода гетто и общались с местным населением только на черном рынке. Что касается обычаев, кубинцы всегда больше ориентировались на образ жизни американских "врагов", чем представителей далекой империи, которых они - из-за их невоспитанности - называли "болванами".
Врач центральной больницы Луис Маркес так отзывается о русских: "Мы не хотим иметь с ними ничего общего. И нас нельзя назвать неблагодарными, поскольку в свое время СССР отобрал у нас все, что дал. Каким образом? Он лишил нас многих военных, политических и стратегических преимуществ своего присутствия на Кубе; для Москвы было очень важно иметь плацдарм в нескольких километрах от Флориды".
Русский предприниматель, уже 13 лет живущий на острове, утверждает, что кубинцы и русские по своей культуре и характеру настолько различны, что их единение невозможно, а влияние минимально". Этот предприниматель - один из 1500 русских, решивших остаться на острове, когда в 1993 году оттуда были выведены последние войска. Это очень скромная цифра по сравнению с десятками тысяч находившихся раньше на Кубе военнослужащих и технических специалистов, число которых доходило до 100 000.
После падения Берлинской стены на острове осталось около 600 незавершенных объектов, строившихся при участии России, и теперь для их введения в строй требуются значительные инвестиции. Путин заявил, что нельзя утратить этот накопленный на Кубе потенциал. Однако перед ним стоит очень трудная задача. Другие страны - более открытые и действующие более эффективно - быстро заняли место, оставленное СССР. В посольстве России тоже все свидетельствует о быстром уходе русских с острова. Большинство этажей пустует. Войдя в здание, Путин окажется в мраморном зале, где большой портрет президента висит на своеобразном ящике, покрытом зеленым бархатом. Никто не может и предположить, что в этом деревянном ящике скрывается гигантский мраморный бюст Ленина - настолько огромный, что, когда СССР прекратил свое существование, его не смогли вынести через дверь.