В интервью арабской газете Al-Sharq Аl-Awsat председатель исполкома Организации освобождения Палестины подтвердил свою прежнюю точку зрения: протест против израильской оккупации палестинский народ должен выражать исключительно мирными средствами. (Публикуется с сокращениями).
- Сразу же после кончины Ясира Арафата, особенно в свете инцидента, произошедшего во время вашего появления на погребальной церемонии, возникли опасения, что органы правопорядка придут в состояние анархии. Как обстоит сейчас дело с проблемой наведения порядка в органах безопасности?
- Откровенно могу сказать, что палестинские органы нуждаются в укреплении дисциплины и что проблема правопорядка существует. Поэтому мы потребовали объединения полицейских служб и сейчас стремимся к этому. Что касается инцидента на погребальной церемонии, то он стал результатом анархии, напряженности и огромного скопления людей. Инцидент послужил также поводом к изменению ситуации. К этому мы и приступили, начав диалоги. Один диалог касается органов безопасности и наведения в них порядка. Второй диалог ведется с палестинскими организациями и имеет своей целью договориться с ними о прекращении подобных проявлений, о прекращении вооруженной анархии. Мы надеемся, что в ближайшие недели придем к положительным результатам.
- Вы всегда имели четкое мнение по поводу милитаризации интифады. Осталось ли оно всего лишь мнением, или вы предприняли какие-то альтернативные шаги?
- Мнение не имеет никакой ценности, если остается только мнением. Мнение должно претворяться в практику, и одним из аспектов такого претворения является отказ интифады от использования оружия. Интифада является законным правом палестинского народа выражать свой протест против израильской оккупации народными, общественными акциями, как это было в 1980-е годы - во время первой интифады. Поэтому никто не может запретить палестинскому народу такие действия, выражающие его мнение. Использование оружия было вредным делом, и его необходимо прекратить путем внесения успокоения в ряды палестинского народа.
- Что вы думаете по поводу слухов о возможности участия "Хамаса" и "Джихада" (организации "Исламский джихад". - Прим. ред.) в деятельности ООП?
- Да, действительно, идет разговор о палестинском партнерстве и об объединении всех, с тем чтобы каждый человек и каждая организация могли выполнять свою роль. Идет также разговор о едином руководстве, о том, какое место оно займет в ООП и как оно сможет вести свою работу. Стоит вопрос и о том, пойдем ли мы на выборы, если объединения не произойдет. Они ведут также разговор об участии в парламентских выборах с тем, чтобы они смогли стать частью политической "ткани" палестинского общества.
- В своем заявлении об отставке с поста главы правительства вы указали на существование палестинских группировок, которые не стремятся к успешной совместной работе. Собираетесь ли вы сотрудничать с этими группировками в будущем?
- Если мы говорим о демократии, то должны приниматься различные решения - иногда совпадающие, иногда расходящиеся друг с другом. Таким образом, будут оставаться отдельные голоса, высказывающие собственные точки зрения. Это нормально и допустимо.
- Эти группировки по-прежнему находятся в составе руководства?
- Руководство сейчас действует как один человек в движении "Фатх". Оно сплочено, исполнено веры в будущее и в существующие институты. Мы надеемся, что так мы будем действовать и в будущем.
- Как вы можете прокомментировать официальный отказ Марвана Баргути от участия в выборах?
- У Марвана Баргути есть право баллотироваться и есть право отозвать свою кандидатуру. Никакого давления на него не оказывается.
- В ходе вашей встречи с лидерами "Хамаса" и "Джихада" в Палестине и Турции удалось ли вам договориться о конкретном механизме поддержки мирного процесса?
- Нельзя сказать, что мы договорились, но мы обменялись мнениями и поставили все вопросы. Нет ничего, что не подлежало бы рассмотрению. Пока мы не пришли ни к какому соглашению, но надеемся прийти к нему в будущем.
- Обращались ли вы в связи с этим за помощью к сирийским руководителям?
- Я думаю, сирийские руководители готовы к этому без всяких просьб. Когда мы чувствуем готовность, в просьбах нет необходимости.
- Ведется ли диалог с израильтянами?
- Если вы имеете в виду переговоры, то нет, они не ведутся. Однако диалог ведется постоянно, и мы поддерживаем постоянные контакты для решения текущих вопросов.
- Идут разговоры о секретных переговорах между Набилем Шаатом (палестинским министром иностранных дел. - Прим. ред.) и Амри Шароном (сыном израильского премьер-министра. - Прим. ред.) в Англии. Каковы их результаты?
- Я не думаю, что здесь можно о чем-то говорить. Что касается переговоров, то они могут состояться после выборов, но сейчас контактов нет.