Одно из самых влиятельных правозащитных движений активно сражается за ревностно охраняемое на Дальнем Востоке право - иметь машину с правым рулем.
Стихийное движение под названием "Свобода выбора" зародилось год назад на форуме в интернете, где автомобилисты забили тревогу насчет возможного запрета на свои любимые машины. С тех пор движение охватило множество часовых поясов и стало касаться различных вопросов. Политические партии борются за право выступить в защиту интересов движения и привлечь на свою сторону его участников.
Движение возглавляет Владимир Литвинов, торговец косметикой из портового города Владивосток. Раньше он думал, что подобные форумы предназначены для людей, которым "некуда девать время". Но с тех пор господин Литвинов убедился, какую силу могут представлять собой люди различных политических убеждений, объединившиеся для защиты своих потребительских прав и прав собственности.
"Свобода выбора" сумела отсрочить принятие законов, оспорить судебные решения и заставила услышать себя в Кремле с помощью таких серьезных мер, как акция протеста на улицах Владивостока, в которой участвовали 3 тыс. машин с оранжевыми ленточками. На предстоящие выходные назначена всероссийская акция протеста с тем, чтобы помешать российскому парламенту принять решение о постепенном запрете машин с правым рулем. Кроме того, автомобилисты собирают деньги на покупку российскому президенту Владимиру Путину фургона Toyota с правым рулем - "настоящего народного автомобиля".
Но значение этого движения выходит за рамки автомобильной сферы. Это одно из первых движений за гражданские права, родившихся снизу. "Никто нас не организовывал - мы сами организовались. Мы - народ", - говорят его представители.
Движение показало, что усилия Кремля по обеспечению контроля над удаленными регионами страны имеют пределы. Хотя, по словам Литвинова, оранжевые ленточки в акции протеста не были прямо связаны с "оранжевой революцией" на Украине, они послужили предупреждением Кремлю, одержимому страхом, что цветные революции перекинутся с Украины и из Грузии на Россию.
Российский средний класс сложно вывести на улицы, когда дело касается прав человека или свободы слова. Но запрет на машины с правым рулем лишил бы Дальний Восток транспорта и доходов, потому что значительная часть экономики региона зависит от импорта и продажи подержанных японских авто.
Виталий Береговский, юрист из Владивостока, возглавляющий Антикоррупционную коалицию, в которую сейчас входит и "Свобода выбора", рассказывает: "Люди, чьи интересы оказались под угрозой, поняли, что если они сами ничего не сделают, то никто ничего не сделает".
Владивосток является частью России, но, судя по машинам на дороге (даже милиция пользуется автомобилями с правым рулем), он скорее часть Японии. "Кто здесь в здравом уме будет покупать новую "Ладу", если можно купить подержанную Toyota за полцены", - объясняет Сергей Иванов. Он занимается сборкой подержанных японских машин, которые доставляются в Россию по частям для минимизации пошлин.
Но движение, начавшееся как кампания автовладельцев, скоро превратилось в движение за права человека в более широком смысле. Ранее в этом году автомобилисты помогли обжаловать судебное решение, по которому ни в чем не повинный водитель был осужден как виновник гибели высокопоставленного российского чиновника в дорожной аварии. Губернатор Алтайского края погиб, когда его Mercedes, ехавший по встречной полосе со скоростью 200 км/ч, зацепил Toyota с правым рулем и врезался в дерево.
Путин обвинил машину с правым рулем: "В ДТП участвовал автомобиль с правым рулем, и водитель просто ничего не успел заметить". Вскоре после этого водитель был приговорен к четырем годам заключения. Но после волны протестов, прокатившейся от Владивостока до Москвы, суду пришлось его освободить. "Люди действительно осознали, что могут чего-то добиться", - говорит Литвинов.
С тех пор "Свобода выбора" выступала и по другим поводам. Она успешно протестовала против попытки таможенников ввести "добровольный" налог на ввозимые машины. Она встала на пути спецслужб, желавших создать специальную пограничную зону на тихоокеанском побережье, которая убьет всю коммерческую деятельность в регионе.
Движение оказалось столь популярным, что прокремлевская партия "Единая Россия" попыталась найти с ним общий язык и присвоить ряд его побед, но пока движение остается независимым.
Ни губернатор, ни мэр Владивостока не осмелились выступить против движения, несмотря на свою полную лояльность Кремлю. В то время как Кремль с подозрением смотрит на Запад и усложняет жизнь иностранным правозащитным организациям, которые считает рассадниками "оранжевых" идей, может оказаться, что оранжевые ленточки, которые развеваются на Дальнем Востоке, игнорировать будет куда сложнее.