Дорогой Владимир Владимирович, остановите убийства! Ах да, еще веселого Вам Рождества и счастливого Нового года.
Пребывая в праздничном настроении, мы хотим соблюсти принцип "все сомнения толкуются в пользу подозреваемого" и верим Вашему слову, что Вы и Ваше правительство не имеете ничего общего с отравлением бывшего российского шпиона Александра Литвиненко. То же самое касается попытки отравления бывшего премьер-министра Егора Гайдара в Дублине, отравления украинского президента Виктора Ющенко, которое его обезобразило, но не убило, и расстрела журналистки Анны Политковской в Москве.
Тем не менее, я не могу не думать об аналогиях между Вами и Генрихом II - королем, который в 1170 году высказался в гневе о своем противнике, архиепископе Томасе Бекете: "Неужели никто не может избавить меня от этого назойливого священника?" Четыре рыцаря убили Бекета, чтобы затем быть наказанными Генрихом II - оказывается, он и не предполагал, что его слова будут восприняты подобным образом.
Отдали Вы приказ убить Литвиненко или нет, в любом случае ответственность лежит на Вас. Либо косвенно, поскольку подчиненные неверно интерпретировали Ваши пожелания, либо непосредственно, поскольку Вы распространили по стране нетерпимость, подозрительность и паранойю, это старое российское триединство.
Анатолий Чубайс, топ-менеджер и бывший политик, который в 2005 году сам оказался жертвой покушения, придерживается другой теории. Он считает: "Этот смертельный треугольник - Политковская, Литвиненко, Гайдар - был бы очень желателен для некоторых людей, которые стремятся к неконституционной и насильственной смене власти в России".
Я согласен с утверждением господина Чубайса, что все три смертных случая восходят к одному источнику, однако считаю неприемлемым аргумент, будто эти люди никоим образом не связаны с властями, ведь убрать с пути Гайдара, считает Чубайс, было бы гораздо легче в Москве, а не в Дублине. Но убийцы - как все высокие профессионалы - могут выполнять заказы и дома, и за границей.
Своим письмом я не хочу разжигать споры о том, кто убийца, я апеллирую к человеку, который может остановить убийства. И Вам нужно сделать это быстро, чтобы иметь возможность занять то место в истории, ради которого Вы упорно работали. Вы хорошо начали, когда восстановили порядок, отстранив от власти коррумпированных губернаторов и олигархов. Вас даже трудно упрекнуть в ренационализации энергетического сектора: вместо ядерного оружия Вы стремитесь к мировому влиянию через нефть и газ.
Известный банкир, который живет в Вашей стране, но, как и многие критики, предпочитает сохранить анонимность, описывает проблему следующим образом: Вместо того чтобы сломить традиции русской истории и строить здоровую страну, открытую для всего мира и ориентированную на Запад, Вы свалились в привычный деспотизм, который так красочно описал в 1839 году маркиз де Кюстин в своих "Письмах из России" (http://en.wikipedia.org/wiki/Marquis_de_Custine). В России под европейской внешностью он увидел азиатскую душу.
Вы легче, чем Ваши предшественники, могли бы разорвать связь с прошлым. В мире, где на смену военной силе пришла экономика, Вы со своими российскими ресурсами имеете наилучшие шансы. Вы настолько популярны, что для Вас никто не представляет серьезной опасности. И никто в мире не кинет в Вас камень.
Я знаю, Вы опасаетесь, что Грузия и Украина могут вступить в НАТО и ЕС. Но никто в этих странах не может угрожать Вам, а их членство в этих организациях способствовало бы процветанию и стабилизации Ваших соседей.
Чтобы поймать мышь, в мышеловку надо положить приманку. Чтобы сблизиться с соседями, Вы должны предложить им экономические шансы и беспошлинную торговлю, а не накладывать эмбарго на экспорт их вин вкупе с поддержкой сепаратистских группировок. Если Вам кто-то или что-то действительно угрожает, то это не Ваши соседи, а распространение ядерного оружия и исламисты в нестабильных государствах.
Но вместо сближения с Западом, который связан с Вами общей угрозой, Вы предлагаете свою помощь самой опасной стране, Ирану - по причине коммерческих интересов и устаревшего понимания, кто Ваш друг, а кто враг.
В эти дни наши европейские друзья много говорят о том, что США не должны изолировать Россию. Однако сейчас Ваш ход, Владимир Владимирович: Вы должны решить, хотите ли Вы интегрировать свою страну в цивилизованный мир или предпочитаете выступать в качестве прямого наследника Ленина и Сталина.
Фред Кемп является президентом исследовательского центра Atlantic Council of the United States