Причины, приведенные правительством в обоснование войны в Ираке, были опровергнуты публикацией прежде скрывавшихся сведений о том, что Тони Блэр солгал о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения.
Серьезный удар словам Блэра в оправдание военных действий нанес Карн Росс, главный представитель Великобритании на переговорах в ООН. Однако его доказательства были до сих пор сокрыты, поскольку Россу угрожали преследованием за нарушение закона о государственной тайне.
В сделанном сегодня заявлении 40-летний мистер Росс, участвовавший в переговорах по ряду резолюций безопасности ООН по Ираку, явно показывает, что Блэр должен был знать: у Саддама Хусейна не было оружия массового уничтожения. По его словам, во время его работы в ООН "правительство Ее Величества не знало, что Ирак может благодаря ОМУ (или иным средствам) представлять опасность для Соединенного Королевства или его интересов".
Мистер Росс сообщил, что среди британских чиновников, связанных с Ираком, большинство считало, что угроза со стороны Саддама Хусейна "в действительности находится под контролем".
Он также рассказал, что британские власти предупредили американских дипломатов, что свержение иракского диктатора приведет к хаосу. Впоследствии именно это и увидел весь мир. "Я помню, как несколько раз британская группа озвучивала эту точку зрения в ходе дискуссий с США (те выразили согласие)", - сообщил он.
"В то же время, когда США поднимали этот вопрос, мы часто утверждали, что "смена режима" нежелательна, в основном из-за того, что в Ираке начнется хаос".
По его словам, "бездействие" министерства иностранных дел и "невнимание со стороны ключевых министров" помешали скоординированным и последовательным попыткам Великобритании бороться с нарушением Ираком режима санкций. Этот подход мог предложить альтернативу войне.
Росс предоставил доказательства расследованию лорда Батлера, которое занимается ошибками разведки, допущенными в преддверии конфликта.
МИД попытался предотвратить опубликование этих доказательств, однако сейчас особая комиссия палаты общин по иностранным делам сделала это, добившись от министерства иностранных дел подтверждения, что это не нарушит закона о гостайне.
Эти доказательства, сообщил Росс расследованию лорда Батлера, свидетельствуют, что перед вторжением "у разведки не было материалов о наличии значительных запасов химического, биологического оружия или радиоактивных веществ" у иракского диктатора. "Более того, во время моего пребывания на посту не имелось разведданных или оценок, подтверждавших, что Ирак имеет намерение напасть на своих соседей, атаковать Великобританию или США", - добавляет он.
Доказательства, представленные Россом, прямо опровергают слова премьер-министра о том, что война была оправданна, поскольку Саддам обладал оружием массового уничтожения, которое якобы могло быть "приведено в состояние готовности" в течение 45 минут и представляло угрозу британским интересам. Подобные утверждения, вопреки советам мистера Росса, были включены в два досье, впоследствии признанные не соответствующими действительности.
Его прежде секретные доказательства угрожают придать новую силу спорам о законности конфликта, под которыми Блэр надеялся подвести черту, в то время как в Ираке усилилось междоусобное кровопролитие.
Росс говорит, что он задавал вопросы своим коллегам из министерства иностранных дел и министерства обороны, которые занимались Ираком, и никто не говорил о появлении новых доказательств, способных изменить их оценки.
"Изменились лишь намерения правительства, которое решило представить существующие данные в ином свете", - добавил он.
В конце 2002 года Росс заявил, что он "довольно подробно обсуждал это с Дэвидом Келли", экспертом по вооружениям. Спустя год Келли покончил жизнь самоубийством, когда его назвали источником репортажа BBC о том, что премьер-министр "приукрасил" досье словами об оружии массового поражения. Расследование лорда Батлера опровергло, что Блэр и Даунинг-стрит "приукрасили" досье, однако публикация доказательства Карна Росса вновь порождает сомнения в его выводах.
Мистер Росс был высокопоставленным дипломатом, однако ушел в отставку из-за своих сомнений в законности войны. Он все еще опасается преследования в соответствии с законом о гостайне.
"Мистеру Россу никто не сообщал, что ему все еще не может быть предъявлено обвинение", - рассказал один из его друзей. Однако, сказал Росс друзьям, он "рад, что это вышло на поверхность", и сообщил членам парламента, что это "несколько лет тяготило его совесть".
Один из участников комиссии по иностранным делам заявил: "В этом деле было множество проблем. Я полагаю, достаточно очевидно, что министерство иностранных дел использовало закон о государственной тайне для сокрытия этих доказательств. Закон висел дамокловым мечом над мистером Россом, однако мы полагаем, что это был блеф".
Вчера Джек Стро, глава палаты общин, в ходе войны занимавший пост министра иностранных дел (то есть начальника мистера Росса), объявил, что палата общин обсудит возможные в следующем году стратегические изменения, предложенные Группой по изучению Ирака.