Как сообщает The Times, Североатлантический альянс планирует открыть новый маршрут поставок в Афганистан через Россию и Среднюю Азию в течение восьми недель. Это решение было принято сразу после ряда нападений на жизненно важный маршрут поставок войскам НАТО в Пакистане, сообщили изданию российские и натовские источники.
Бывшие советские республики Казахстан и Узбекистан, расположенные между Россией и Афганистаном, в принципе дали согласие предоставить свои железные дороги для транспортировок. В данный момент оговариваются детали договора.
"Это вопрос нескольких недель, а не месяцев, - заявил изданию представитель НАТО, - максимум два месяца". Как ожидается, "северный коридор" станет предметом обсуждения на встрече посла России в НАТО Дмитрия Рогозина и Яапа де Хоопа Схеффера, генсека альянса.
Подобное неожиданное изменение объясняется все большей обеспокоенностью высшего командования НАТО и Вооруженных сил США участившимися нападениями на основной маршрут поставок, тянущийся от пакистанского порта Карачи через Хайберский проход в афганскую столицу Кабул. Подобным образом войскам коалиции поступает порядка 70% поставок.
Тем временем США готовятся направить в Афганистан еще 20 тысяч солдат – из них три четверти до лета. Сейчас, сообщает издание, в стране находится 67 тысяч иностранных военнослужащих.
Открытие "северного коридора" также будет отражать постепенную оттепель в отношениях между Москвой и Брюсселем, резко ухудшившихся после непродолжительной августовской войны в Грузии. Впрочем, чтобы не давать Кремлю рычага давления, альянс ведет переговоры об открытии и третьего пути поставок в обход России: через Грузию, Азербайджан и Туркмению.
Поскольку варианты поставок через Иран или Китай в принципе не рассматриваются, Туркмения представляет единственную альтернативу России. Соглашение по поставкам было уже заключено с Тбилиси, с азербайджанской стороной переговоры все еще "идут".
Россия тем временем показывает преференциальный выборный подход к членам НАТО. Те страны, которые Москва сочла "дружественными" (Франция, Германия), получили право использовать воздушное пространство страны для авиапоставок. В ноябре Германия также стала первым членом альянса, получившим право поставок по российским железным дорогам. Как утверждается, Россия готова открыть "северный коридор" для всех, когда будут достигнуты соглашения с Узбекистаном и Казахстаном.