Поможет ли контракт с ЕС бесправным туркменам - или Запад интересуется лишь туркменским газом? - вопрошает обозреватель The Guardian Соня Зилбермен. В том, что касается соблюдения прав человека, Туркмения - одна из худших стран мира, но Европа охотно готова пренебречь демократическими принципами ради импорта туркменского газа, полагает автор.
Обязательства Туркмении по поставкам газа для газопровода Nabucco - ключ к энергетической независимости Европы от России, отмечает обозреватель. Туркмения традиционно продавала свой газ России, но в апреле Россия прекратила импорт в связи со взрывом на газопроводе и снижением спроса. Поэтому Туркмения и ЕС обоюдно заинтересованы в контракте для Nabucco. Это особенно важно, так как Казахстан отказывается участвовать в этом проекте, а Ирак и Азербайджан в ближайшем будущем не смогут к нему подключиться. В апреле Европарламент поспешно заключил соглашение о торговле с Туркменией.
С 1991 года, при режиме Ниязова, в Туркмении попирались практически все права и свободы человека, пишет автор статьи. При новом президенте Бердымухамедове мало что изменилось: независимых СМИ нет, практикуются коллективные наказания за инакомыслие путем ареста и осуждения родственников обвиняемого, пытки - обычное явление. "В этой вопиющей ситуации экономические инвестиции Европы могут восприниматься либо как отход от ее традиционной политики в поддержку прав человека, либо как шанс", - отмечает журналистка.
Если в отношениях с Туркменией ЕС поступится принципами, он запятнает свою репутацию, выменяв социально-демократические свободы на прибыль. "Тему прав человека следует включить во все двусторонние и многосторонние консультации с властями Туркмении, и налаживать экономические связи следует лишь при условии соблюдения прав человека", - рекомендует автор.