Усилия по возрождению хоккейной команды "Локомотив" (Ярославль) - тема серии статей в The New York Times. Сегодня издание публикует первый материал, подготовленный журналистом Майклом Швиртцем.
39-летний ярославец Юрий Федотов точно помнит, когда впервые побывал на матче "Локомотива": 2 декабря 1986 года, повествует автор. По словам Федотова, привязанность к любимой команде успокаивала его во время политических и экономических потрясений последних 20 лет. "Но теперь я знаю, что больше не смогу ходить на этот стадион, кто бы на нем ни играл", - говорит Федотов. "Примерно три месяца назад игроки, тренеры и персонал ярославского "Локомотива" погибли в авиакатастрофе", - напоминает издание.
После трагедии в городе в некотором роде зияет пустое место, пишет Швиртц. Несмотря на изобилие старинных православных церквей, хоккейный стадион давно казался самым привлекательным "культовым сооружением", по его выражению.
Связи между ярославцами и "Локомотивом" трудно переоценить, пишет автор. Многие из погибших - местные уроженцы, пришедшие в хоккейную секцию в 5-6 лет. Это были друзья и соседи, иногда участвовавшие в местных матчах любителей.
"Лучшим другом Федотова был 31-летний Иван Ткаченко, звезда погибшей команды, игравший на правом фланге. Отец двух дочерей и пока нерожденного сына, Ткаченко был известен тем, что летом устраивал шашлыки и щедро жертвовал детским благотворительным организациям", - повествует газета.
В ближайшие месяцы "Локомотив" постарается восстановить команду, владельцы обещают, что новый состав будет готов играть к сентябрю - началу следующего сезона КХЛ. "Но для города возрождение не будет сводиться к новым контрактам и раздаче фуфаек. Необходимо, чтобы новая команда стала для жителей своей", - подчеркивает автор. "Мы можем заключить контракты с игроками других команд по всей России, но они не наши и нескоро станут нашими", - заметил болельщик Дмитрий Лысиков, играющий вместе с Федотовым за любительскую хоккейную команду.
После авиакатастрофы перед руководством команды встал трудный выбор. Некоторые хотели, чтобы "Локомотив" играл в текущем сезоне силами игроков, "одолженных" из других клубов КХЛ. Но администрация "Локомотива" сочла, что это будет неприемлемо для болельщиков и оскорбительно для памяти о погибших. Клуб решил создать новую команду вокруг игроков юниорского состава "Локомотива" - юношей 18-22 лет. Им недостает опыта, но в Ярославле их очень любят, поясняет автор.
"Воспитать из них профессиональную команду поручили Петру Воробьеву - опытному тренеру, известному своим умением развивать молодые дарования", - пишет газета. Воробьев был тренером ярославских хоккеистов в 1997 году, когда клуб носил прежнее название "Торпедо".
На создание нового состава остается меньше года. Первый матч "Локо", как его зовут в городе, сыграл 7 октября и проиграл со счетом 2:3. С тех пор команда улучшила свои результаты - поднялась наверх в Волжской конференции МХЛ, а на этой неделе перешла в ВХЛ.
И все же "Локо" вынужден вербовать игроков из других команд. Воробьев сказал, что хочет пополнить команду второстепенными игроками из других клубов, которых легче обучить для нужд клуба. К следующему сезону, когда команда должна перейти в КХЛ, она станет нанимать легионеров. "Болельщики не без трепета следят за этим процессом. Воробьев говорит, что это неизбежность, а не измена планам максимально сохранить связь команды с Ярославлем", - говорится в статье.
Воробьев рад тому, что 10 лучших игроков нынешнего состава, вероятно, станут стержнем возрожденного "Локомотива". Нынешний капитан, 20-летний Максим Зюзякин, должен был лететь тем роковым рейсом, поскольку планировался его переход в профессиональный состав, но в последний момент его вычеркнули из списка. "Зюзякин стал в некотором роде символом возрождения "Локомотива", он говорит, что с признательностью готов нести эту обязанность", - пишет газета.
После катастрофы "Локо" стал объектом обожания для многих ярославцев, отмечает автор. Холодным вечером в ноябре переполненные трибуны местного стадиона встретили команду оглушительными аплодисментами. "Мы рады, что они сосредоточились на молодых игроках, наших игроках. Преемственность - это главное. Душа команды должна жить", - сказал болельщик Андрей Большаков. Даже когда "Локо" проиграл, ему устроили овацию.
Правда, некоторые заядлые болельщики сетуют, что состав пока не готов конкурировать с профессионалами, другие опасаются засилья "пришлых". Игроки признают, что ощущают на себе давление прессы и болельщиков.
На здании стадиона висит баннер с фотографиями погибших и надписью "Наша команда навечно". Но в раздевалке сейчас проводится капремонт - "чтобы начать новую жизнь", пояснил ярославец Владимир Мальков, пресс-секретарь и неофициальный историк команды. "Если мы продолжим жить воспоминаниями, жить на кладбище, то никогда не продвинемся вперед", - сказал он, сдерживая слезы.