"Люди, собравшиеся на парковке возле одного из торговых центров на севере Москвы, не похожи на критиков Кремля, которых российское ТВ обычно клеймит как предателей родины", - пишет Юлиан Ханс в репортаже для немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung. Один из них - 42-летний Михаил Курбатов, уже более 20 лет работающий дальнобойщиком. "Я буду оставаться здесь до тех пор, пока они не упразднят эту систему", - утверждает мужчина, приехавший туда со своим тягачом.
Система, о которой идет речь, носит античное название "Платон" (сокращение от "платы за тонну"), поясняет корреспондент. С 15 ноября все российские грузовики массой свыше 12 т обязаны платить по 1,53 рубля за каждый километр федеральной трассы, а с марта следующего года - еще больше. "Но дело тут вовсе не в полутора рублях", - подчеркивает Ханс.
"Когда "Платон" только запустили, система не функционировала должным образом - снимала вдвое больше средств, чем следует, или вовсе не проводила платежи. Все это нервировало водителей, стоявших в очереди на регистрацию. Начались перебои с поставками грузов", - рассказывает Ханс. Но затем на свет выплыли другие детали. Так, решение о взимании пошлин, которые бы шли на ремонт находящихся в плачевном состоянии автодорог, было принято еще в 2011 году. Государственный холдинг "Ростех", возглавляемый коллегой Путина по службе в КГБ Сергеем Чемезовым, решил, что разработку системы не следует "по соображениям национальной безопасности" доверять иностранной компании и отдал заказ дочерней компании, наполовину принадлежащей Игорю Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга, питерскому партнеру Путина по дзюдо, ставшему за 15 лет нахождения своего друга у власти долларовым мультимиллиардером благодаря госзаказам.
"В результате тот факт, что небольшая группа лиц, которая берет деньги из бюджета, не строит нормальных дорог и вводит непонятную систему пошлин, которая доводит до отчаяния и заставляет платить тех, кого и так нельзя назвать самыми богатыми, стал идеальной причиной для обвинений, которые Кремлю обычно предъявляют немногие оставшиеся оппозиционеры", - пишет Ханс. Журналист добавляет, что на этот раз на протестные акции выходит не городской средний класс, не журналисты, бизнесмены или банкиры, которых российские СМИ называют "избалованными жирными котами", а люди из среды, которую Кремль всегда считал своим столпом, - настоящие мужики и трудяги, вряд ли "зараженные" Западом сочувствием к геям или иными подобными антирусскими идеями.
Из-за того что протесты не организованы централизованно, точную численность участников назвать нельзя, однако акции проходят уже четыре недели по крайней мере в 24 из 85 российских регионов, говорится в статье.