Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 февраля 2000 г.

Ульрих Хайден | Die Presse

?Каждый видит в Путине именно то, что он хочет видеть?

Интервью с руководителем московского института исследования общественного мнения ВЦИОМ Юрием Левадой о рецепте успеха кандидата в президента России Владимира Путина. ?Если люди чувствуют определенное настроение в обществе, то у них часто возникает неосознанное желание присоединиться к мнению большинства?, - утверждает социолог.

Как организовано исследование общественного мнения в России?

В принципе, также, как и на Западе. Наш институт насчитывает 120 штатных сотрудников и 2000 помощников и относится к числу крупнейших в стране институтов исследования общественного мнения. Из-за протяженности страны, а также из-за проблем с телефонной связью и высокой цены на телефонные переговоры у нас, к сожалению, нет возможности проводить опросы общественного мнения прямо из Москвы. Поэтому мы опрашиваем людей на местах. У нас имеется около 30 региональных центров во всех крупных регионах России. Как правило, мы опрашиваем от 1600 до 2000 человек проживающих в различных регионах. Обработка данных производится в течение пяти дней. Судя по результатам последних выборов, наши опросы довольно точные. Мы, правда, немного занизили результаты Жириновского и завысили показатель ?Яблока?. Как показывают выборы во всех странах бывшего Советского Союза, российские избиратели довольно непостоянны в своих пристрастиях. У партий и политических движений в большинстве случаев нет постоянного электората. Поведение избирателей прогнозировать трудно, что еще раз доказывает стремительный взлет нового объединения ?Единство?.

Кто пользуется результатами ваших исследований?

Нашими заказчиками в первую очередь являются банковские структуры, политические партии и информационные агентства. Половина заказов поступает из-за границы, из США и Германии. Зачастую наши заказчики ставят условие, чтобы с результатами исследований никто кроме них не знакомился. Мы самостоятельно обучаем наших сотрудников, и сами контролируем их деятельность. Сотрудников наших региональных отделений мы знаем очень давно, поэтому случаи фальсификации данных бывают крайне редко. Сотрудники, которые проявляют недобросовестность, естественно, тут же увольняются. Мы являемся государственным учреждением, однако, денег от государства не получаем. Наш институт проводит многочисленные политические и социально-экономические исследования.

Влияют ли на общественное мнение результаты ваших исследований?

Это - общая проблема исследования общественного мнения, которая существует и в Германии, и в США. Если люди чувствуют определенное настроение в обществе, то у них часто возникает неосознанное желание присоединиться к мнению большинства. У нас развитие ситуации предвидеть сложнее, потому что у нас нет стабильных партий. У нас есть люди, которые постоянно в течение многих лет голосуют за одни и те же партии. У нас люди каждый раз заново выбирают из всего многообразия партий. Жизнь наших партий часто оказывается очень короткой. Если людям рассказывают о тенденциях общественного настроения, то это, естественно, оказывает на них влияние. Результаты этого влияние могут проявляться по-разному: кто-то ориентируется на прогнозы, кто-то просто принимает их к сведению, а кто-то просто игнорирует их. Мы выяснили, что около половины избирателей, голосуя, ориентируются на опубликованные результаты опросов общественного мнения. Как правило, это наиболее образованная часть населения. В России существуют люди, которые хотели бы запретить обнародовать результаты опросов общественного мнения. Однако в таком случае следовало бы запретить газеты и телевидение.

Действительно ли решен вопрос с победой Путина на президентских выборах?

Наша судьба уже решена. Путин - герой. В принципе сейчас уже не важно, кто голосует за Путина. Если не произойдет ничего катастрофического, что касалось бы Путина и страны, то в марте он будет избран. После отказа Примакова участвовать в президентской гонке, у Путина, собственно, больше не осталось реального конкурента. Рейтинг Путина 60%, рейтинг Зюганова - 14%.

Как Вы это оцениваете?

Как гражданину мне это не нравится, как исследователь я считаю ситуацию интересной. Нужно выяснить, почему вдруг всем понравился один человек, да еще такой, который почти ничего не сделал, как политик.

Может ли это быть потому, что Путин смотрится очень выигрышно на фоне того жалкого впечатления, которое производил его предшественник?

Преимущества Путина в том, что он деловой, находчивый, молодой, худощавый, энергичный и решительный. Ельцин был стар и болен, он сам ничего не решал, и очень мало делал самостоятельно. Все только и ждали его отставки

Можно ли сказать, что выбор в пользу Путина, означает отказ от демократии западного образца?

В перспективе, возможно, это так и будет. Однако пока еще люди так не считают. За Путина в России будут голосовать и левые, и правые. Свою программу он еще не представил. До настоящего времени Путин известен только благодаря чеченской войне. Никто не знает, что он хочет предпринять в политике и экономике. Правые думают, что он будет делать ?правую? политику, левые надеются на обратное. Люди, которые ориентируются на Запад, думают, что он наладит хорошие отношения с Западом. Люди, которые хотели бы дистанцироваться от Запада, надеются, что он покажет Западу, насколько мы сильны. Однако, то, что популярность может быстро упасть, показывает пример Примакова. Население очень быстро признало его лидером. Но у него тоже не было программы. Каждый видел его таким, каким хотел видеть

Каково сегодня действительное отношение России к Западу?

Сегодня есть одна очень неприглядная тенденция. Дело в том, что отношения между Россией и Западом не просто ухудшаются; Россия перестает ориентироваться на западный путь развития. Взят курс на милитаризацию, существует цензура и ?ручной? парламент. Нас ожидает сложный период.

Можно ли говорить о полном поражении демократии в России?

Демократия потерпела серьезное поражение. Демократия в России была слабой, она ориентировалась на Ельцина. Это было неправильно. Демократия в России еще не научилась стоять на собственных ногах. Демократические силы оказались очень слабыми, и зависимыми. Демократы не предприняли попытки создать собственную партию.

Имеет ли демократия западного образца вообще шансы на существование в России?

Политическая система Запада сформировалась не за один день. После демократических революций во Франции, Англии и Германии прошло более 100 лет, прежде чем сформировалась партийная система и гарантии прав человека. Возможно, нам тоже предстоит еще многое пройти. Пока я не вижу в стране партийной системы, похожей на европейскую. Возможно, у нас формируется двухпартийная система американского образца.

Источник: Die Presse


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru