Существует ли повод для оптимизма в отношении России в целом и российского кино в частности? Некоторые участники Берлинского кинофестиваля дают положительный ответ, - отмечает автор, рассказывая о фильмах, представленных в Берлине.
На фестивале демонстрировались две российские картины, очень разные по стилю. Одна - историческая поэма, созданная по мотивам повести Пушкина "Капитанская дочка", другая - безжалостная современная история об изнасиловании.
И все же их объединяет одна тема - моральная деградация в смутные для России времена. И хотя обе картины полны сцен насилия и нищеты, они заканчиваются выражением надежды, что молодое поколение будет выше нынешних коррупционеров.
Эта идея, предложенная автором картины "Капитанская дочка" Александром Прошкиным, может быть применима ко всему российскому кинематографу.
"Слухи о смерти российского кино преувеличены,- считает Прошкин.- У нас те же самые проблемы, что и в обществе в целом. Однако мы уже видим свет в конце туннеля".
Прдюсером картины Прошкина, равно как и современной драмы "Ворошиловский стрелок", является компания НТВ-Профит. Обе они имели успех в России, несмотря на то, что после того, как прекратились советские дотации, большое число кинотеатров в стране закрылось.
"Телезрителям в основном показывают плохие дублированные американские фильмы",- говорит Прошкин.- Это испытание для нашей культуры. Однако появляется поколение, которое требует своих, а не импортных фильмов".
Чтобы убедиться в правоте его слов о современной жизни в России, следует всего лишь посмотреть фильм "Ворошиловский стрелок", снятый известным националистом - режиссером и политиком Станиславом Говорухиным.
Трое молодых "новых русских" - провинциальных хулиганов - тратили полученные от продажи наркотиков доллары на импортные автомобили, выпивку и видеокассеты, испытывая презрение, а иногда и зависть со стороны своих соседей.
Изнасиловав девочку-подростка, они вышли сухими из воды благодаря некомпетентности и коррумпированности правоохранительных органов. Девочка жалуется своему деду - ветерану войны дяде Ване, что никогда не сможет больше радоваться жизни, после чего, подобно чеховскому дяде Ване, он берет в руки ружье, чтобы восстать против нового порядка. Его роль играет легенда советского кинематографа Ульянов.
По мнению Прошкина, спустя два века мало что изменилось. Снятая по случаю прошлогодней 200-летней годовщины со дня рождения Пушкина, "Капитанская дочка" повествует о Пугачевском бунте против императрицы Екатерины Великой.
"Это - современная история",- считает Прошкин, говоря о нынешнем разгуле насилия и войне в Чечне.
По словам директора картины, несмотря на жестокость и коррупцию, двое молодых людей любят друг друга, сохраняя честь и достоинство, что рождает надежду на будущее.