Россия урегулировала вопрос о реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом. Это советские долги, и поэтому не случайно, что ведущее место в Лондонском клубе принадлежит Дойче Банку: в 70-80-ые годы немецкие кредитные институты, в первую очередь Дойче Банк и Дрезднер Банк, вели самую активную финансовую деятельность в Советском Союзе, - пишет автор.
В Парижском клубе, объединяющем исключительно государственные кредитные учреждения, Германия опять же является крупнейшим кредитором. По данным Министерства финансов ФРГ, 45% российского долга должно быть выплачено Берлину. Далее следуют Италия (13%), Франция и США (по 7%) и Великобритания (3%).
В этой связи становится понятно, почему любое правительство Германии - независимо от ?окраски? - всегда настороженно реагирует, когда предметом обсуждения становятся российские долги, - отмечает автор. Впечатляет и абсолютный размер германских кредитов Советскому Союзу: из 43-миллиардного советского долга 19 миллиардов приходится на задолженность перед Германией. И это только в рамках долга России Парижскому клубу, без учета ее обязательств перед другими иностранными кредиторами, включая МВФ. Еще острее ситуация с так называемой ?новой? задолженностью: из 14 миллиардов долларов, полученных Россией от Парижского клуба с 1992 г., 9 млрд. составляет задолженность перед Германией.
Правительства Коля и Шрёдера имели основания для великодушия. Во-первых, у Германии существует огромный политический интерес в экономической стабилизации России, которая является ядерной державой. Во-вторых, торговля со страной, богатой природными ресурсами, сулит Германии значительные преимущества. Особую выгоду имели и имеют немецкие экспортеры. В частности, немецкое государство предоставляет им экспортные гарантии, тем самым, беря на себя часть предпринимательских рисков.
Эта форма содействия предпринимательской деятельности имеет смысл только пока Россия остается кредитоспособной. Однако после финансового кризиса 1998 г. возникли серьезные сомнения в ее возможностях. Начались затяжные переговоры. Через год, в августе 1999 г., Парижский клуб принципиально договорился с российской стороной о программе реструктуризации задолженности на 1999-2000 гг. И снова наибольшее бремя оказалось возложено на Германию. Представители немецкой делегации с раздражением отреагировали на призывы англичан, французов и американцев снисходительно обращаться с Россией. И на последней встрече министров финансов стран Семерки Ханс Айхель с негодованием отверг предложение своего американского коллеги Лэрри Саммерса поставить на повестку дня вопрос о списании российского долга. Айхеля поддержал министр иностранных дел Италии. Ему тоже есть что терять на Востоке. ?Некоторые наши партнеры охотно раздают не свои деньги?, заключает один высокопоставленный чиновник из Берлина.