В четверг ?Крайслер?, реагируя на ряд инцидентов, причиной которых стало неожиданное включение задней передачи, в результате чего погибли , по меньшей мере, 5 человек и более 150 были ранены, объявил об отзыве 1,6 млн. внедорожников Grand Cherokee.
Федеральное агентство по вопросам безопасности дорожного движения, расследующее эти инциденты, получило более 700 жалоб от владельцев популярных внедорожников , сообщивших, что их Grand Cherokee могли дать задний ход, когда рычаг коробки переключения передач находился в положении парковки. В большинстве случаев двигатель в это время работал.
Отзыв касается автомобилей выпуска 1993-1998 годов. ?Крайслер?, входящий в состав ?Даймлер-Крайслер корп.?, сообщил, что его дилеры должны бесплатно установить дополнительное устройство в механизм переключения передач, чтобы решить проблему.
?Несмотря на то, что у владельцев джипов Grand Cherokee есть несколько различных возможностей убедиться в том, что автомобиль находится в режиме парковки, это усовершенствование станет еще одним подспорьем для клиентов, поскольку водителю будет значительно труднее промахнуться с точным установлением рычага переключения передач в режим парковки?, - заявил директор ?Крайслера? по вопросам безопасности движения Мэтт Рейнольдс. По словам компании, она по-прежнему не считает эти автомобили неисправными.
Национальная администрация по вопросам безопасности дорожного движения (НАБДД) начала расследование инцидентов с Grand Cherokee этим летом после того, как The Los Angeles Times связалась с ней и сообщила о большом количестве жалоб со стороны потребителей.
Один из владельцев Grand Cherokee, Джекки Кан из Лос-Анджелеса, сообщила газете, что ее автомобиль 1997 года выпуска поехал назад, когда она заправлялась на газовой станции как раз перед Рождеством 1999 года. Двигатель был выключен, и ее джип - с сидевшей в нем сестрой - врезался в газовую колонку. Ни одна из женщин не пострадала.
Позднее газета сообщила о ранее необъяснимых смертях, причиной которых называли упомянутую неисправность, а также о ряде исков, в ходе рассмотрения которых ?Крайслеру? удалось достичь конфиденциальной договоренности с потребителями.
Официальный представитель НАБДД Рей Тайсон заявил, что агентство продолжит расследование в отношении автомобилей Grand Cherokee 1999-2000 годов выпуска. Правительство получило 174 жалобы на эти последние модели джипов, в том числе на 61 инцидент, завершившийся аварией, и на 32 случая, в результате которых были ранены люди.
?Мы собираемся продолжить расследование в отношении новых моделей, чтобы убедиться, что у них нет подобных неполадок?, - подчеркнул Тайсон.
Официальный представитель ?Крайслера? Майк Розенау утверждает, что число жалоб на эти автомобили существенно не отличается от количества жалоб, поданных на подобные внедорожники, выпущенные другими производителями. По его словам, модели 1999-2000 года снабжены таким же устройством безопасности, которым предполагается оснастить модели более раннего выпуска.
Розенау отметил, что потребуется несколько месяцев, прежде чем ?Крайслер? сможет произвести достаточное количество устройств и начать ремонт, однако компания уже направляет владельцам Grand Cherokee уведомления с указаниями, как убедиться в том, что машина находится в режиме парковки. По словам эксперта по вопросам безопасности, выключение двигателя, извлечение ключа зажигания и постановка автомобиля на стояночный тормоз - всего этого должно быть достаточно, для предотвращения упомянутых инцидентов.
НАБДД будет контролировать отзыв автомобилей, чтобы убедиться в том, что компания выполняет свои обязательства.
Саймон Тамни, инженер из Огайо, выступавший в качестве свидетеля в ходе рассмотрения ряда исков против компании, заявил, что мера, объявленная ?Крайслером? - это шаг в правильном направлении.
?Это очевидный прогресс, но нужно посмотреть, насколько хороши будут результаты?, - отметил Тамни. По его приблизительным оценкам, ремонт одного автомобиля обойдется в 100-150 долларов.
Компания не сообщает о приблизительной сумме расходов, на которые ей придется пойти.
По словам Тамни, плохо сконструированный элемент может привести к тому, что трансмиссия Grand Cherokee перейдет в неустойчивое промежуточное положение между ?парковкой? и ?задним ходом?. Водителю кажется, что автомобиль находится в режиме парковки. Однако хлопанье дверью или увеличение оборотов двигателя для включения кондиционера может создать вибрацию, которая приведет к тому, что автомобиль перейдет в режим заднего хода, - отметил Тамни.
?Крайслер? не намерен заменять механизм, который в обиходе называют ?петушиный гребень?. Вместо этого, по словам Розенау, предполагается оснастить коробку передач новым устройством.
До настоящего времени ?Крайслер? упорно не хотел отзывать автомобили, утверждая, что в инцидентах виноваты сами водители, по невнимательности оставляющие рычаг переключения передач в положение заднего хода. По словам Рейнольдса, расследование не выявило в Grand Cherokee никаких дефектов.
?Зачем же идти на этот шаг, если нет никаких дефектов?, - задает вопрос Тамни. По словам компании, она это делает, чтобы успокоить потребителей.
Однако, согласно документам НАБДД, следователи быстро пришли к выводу, что с автомобилем что-то явно не так. В июле, когда расследование находилось на начальной стадии, инженер НАБДД Питер Кайветт, возглавляющий расследование, провел ходовое испытание одного из Grand Cherokee, на который поступила жалоба.
?Он мог бы подтвердить правомерность жалобы, - говорится в отчете НАБДД. - Машина давала задний ход, когда рычаг переключения передач находился в положении парковки?Это произошло трижды?.
Специалисты в области безопасности обнаружили также, что число жалоб на подобные дефекты в Grand Cherokee в 5 раз превысило количество жалоб на подобные внедорожники, выпускаемые одним из конкурентов. В ноябре НАБДД активизировала расследование.
Случай с владельцем магазина принтеров из Миннеаполиса, который серьезно повредил колено, когда его Grand Cherokee 1996 года выпуска вдавил водителя в контейнер, является свидетельством популярности торговой марки ?Крайслер?. Сейчас у Алана Гольцмана модель 2001 года.
?Я всегда говорил, что поставил машину в режим парковки, но мне никто не верил, - говорит Гольцман. - ?Крайслер? так категорично утверждал, что никаких неисправностей нет. Я думаю, что они сами пошли на этот шаг, не дожидаясь, соответствующих распоряжений правительства?.