Избрав явно прозападный, установившийся в результате событий 11 сентября, президент России Владимир Путин пошел на внутриполитический риск. А между тем, его стратегия, кажется, начинает давать первые результаты.
После террористических актов 11 сентября Владимир Путин продемонстрировал свою солидарность с американским народом и отдал распоряжение приспустить над Кремлем российский флаг. Одновременно с этим, он объявил о вхождении в международную антитеррористическую коалицию, созданную президентом Джорджем Бушем.
Пользующийся популярностью глава Кремля пошел, таким образом , наперекор большинству населения: согласно опросам, 54% россиян предпочли бы политику нейтралитета в конфликте, и только 20% выступали за активное участие в антитеррористической коалиции и столько же ? за поддержку афганского режима "Талибан". Удивительно, но это никак не сказалось на популярности президента Наоборот, судя по результатам опроса, проведенного в декабре 2001 года, президента поддерживало 75% населения, даже больше, чем в предшествующем году (73%).
Но решающим фактором для успеха стратегии Путина станет то, насколько эта стратегия будет выгодна России. Путин с самого начала дал понять Вашингтону, что он ожидает от него более полного учета российских интересов. Вот как выглядит промежуточный итог сделки Путина с Западом в особо значимых для России областях.
Контроль над вооружениями: Москва ничего, кроме риторики, не могла противопоставить выходу США из договора по ПРО от 1972 года (запрет на развертывание масштабной противоракетной обороны). Администрация Буша следует своим планам по созданию системы противоракетной обороны. В противовес этому Россия теперь может рассчитывать лишь на формально достигнутую договоренность о ядерном разоружении, согласно которой количество ядерных боеголовок с обеих сторон должно быть сокращено с нынешних 6000-7000 более чем на две трети.
Готовность к такому соглашению, продемонстрированная министром иностранных дел США Колином Пауэллом (соответствующий договор может быть подписан во время визита президента Буша в Москву в мае этого года), означает явное смягчение прежней позиции Вашингтона (только неформальные договоренности). Россия вряд ли может позволить себе дорогостоящее содержание своих атомных ракет. Кроме того, сокращение боеголовок высвободило бы значительные суммы для проведения экстренно необходимой военной реформы.
Центральная Азия: США уверяют Россию в том, что они не собираются создавать в Центральной Азии, на российских "задворках", постоянные военные базы. Временное и ограниченное военное присутствие американцев, на срок проведения антитеррористической операции, напротив, согласуется с российскими интересами, так как оно гарантирует стабильность, экономит России средства, которые она в ином случае была бы вынуждена затратить на собственные дорогостоящие военные операции, и предоставляет возможность приступить к реформированию армии. К тому же, временное правительство Афганистана уже продемонстрировало "исключительный интерес" к поставке российского вооружения.
Расширение НАТО: Путин, судя по всему, уже смирился с приемом в НАТО трех прибалтийских республик ? Эстонии, Латвии и Литвы. В качестве компенсации ? и для успокоения российских приверженцев жестких мер? он ожидает особых отношений с альянсом, которые могут устанавливаться через существующий Совет Россия-НАТО.
Кроме того, даже самые настойчивые приверженцы "холодной войны "в России не могут не замечать изменений в характере НАТО. В антитеррористической операции США остальные члены альянса вопреки официальному статусу (впервые!) находятся на роли статистов. И дальнейшее расширение НАТО укрепит, с большой долей вероятности, не военную, а политическую составляющую альянса. Это вполне вписывается в концепцию коллективной системы безопасности, за которую так ратует Москва.