Ежегодный список самых худших диктаторов мира, публикуемый журналом "Парад", достоин восхищения по многим пунктам, восхищает, в частности, сам факт его существования. Он служит полезным напоминанием о диктаторских режимах, при которых живет значительная часть населения планеты, несмотря на прогресс демократии в Ираке и Афганистане.
На вершине списка тиранов - глава Судана Омар аль-Бешир. На нем лежит ответственность за гуманитарный кризис в Дарфуре, где поддерживаемые правительством ополченцы уничтожили десятки тысяч и согнали с мест два миллиона человек. Далее в нисходящем порядке располагаются лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, Бирмы - Тан Шве, Ху Цзиньтао из Китая, наследный принц Саудовской Аравии Абдалла, лидер ливийской революции Моаммар Каддафи, Сапармурат Ниязов из Туркменистана, президент Зимбабве Роберт Мугабе и глава Экваториальной Гвинеи.
Единственое, с чем нельзя согласиться, - это лидер Пакистана Первез Мушарраф, значащийся в списке номером седьмым, сразу после Каддафи.
Генерал Мушарраф пришел к власти в результате военного переворота, свергнув избранное правительство. И все же Пакистан остается значительно более свободным государством, нежели другие страны из этого списка, и, безусловно, более свободным, чем Куба, лидер которой Фидель Кастро удостоился в "Параде" только "непочетного упоминания".
С отдельными оговорками Пакистан проходит условия теста, предложенного нынешним госсекретарем США Кондолизой Райс; она озвучила его в прошлом месяце. "Мир должен взять на вооружение тест Натана Щаранского - "тест городской площади". Если человек может выйти на городскую площадь и выразить свое мнение без страха ареста, тюрьмы или физического насилия, тогда он живет в свободном обществе.
Возьмите газету в Карачи, и вы найдете там предостаточно критики в адрес генерала Мушаррафа, который заслуживает, чтобы в следующем году его место в списке занял Фидель Кастро или глава Венесуэлы Уго Чавес.