Правосудие требует 270 тысяч лет тюремного заключения для виновных в организации самого кровавого теракта в Испании. Сегодня 29 обвиняемых предстанут перед судом, чтобы ответить за взрывы на мадридском вокзале Аточа, в результате которых погиб 191 человек, а 1900 были ранены
Утром 11 марта 2004 года исламисты совершили в Мадриде самый жестокий теракт за всю историю Испании, приведший к смерти 191 человека и покалечивший еще 1900. Три года спустя после этой бойни в Мадриде открывается долгожданный процесс против предполагаемой ячейки "Аль-Каиды". Перед объективами камер всего мира 29 обвиняемых будут судить за участие или соучастие в этом теракте, произошедшем между 7:30 и 7:40 утра в четырех пригородных электричках, направлявшихся на мадридский вокзал Аточа. В примыкающем к зданию национального суда помещении, превращенном в бункер, в течение шести месяцев заслушают 650 свидетелей, 98 экспертов и 49 адвокатов. Прокуратура заявила, что будет требовать более 270 тысяч лет тюрьмы - абсолютный рекорд - для ответственных за эту бойню, самую страшную террористическую трагедию в Европе после теракта в Локерби в 1988 году (тогда погибло 270 человек). Наказание чисто символическое, потому что, в соответствии с испанскими законами, предполагаемые террористы не проведут за решеткой более сорока лет.
Этим процессом, самым важным из когда-либо проходивших в мире против исламистского терроризма, завершается трехлетнее расследование, в ходе которого головоломка атаки, под которой подписалась "Аль-Каида", была разгадана. В обвинительном заключении говорится, что идея организовать теракт 11 марта "зародилась" среди кучки террористов после ареста в Испании членов одной из ячеек "Аль-Каиды" сразу после терактов 11 сентября в США. Большинство из них - марокканцы, давно живущие в Мадриде. Более серьезно подготовкой теракта стали заниматься после вступления Испании в иракскую войну, решение о котором было принято бывшим главой правительства, консерватором Хосе Марией Аснаром. Но непосредственным толчком к действию стало обращение Усамы бен Ладена, показанное 18 октября 2003 года телекомпанией "Аль-Джазира", где об Испании говорилось как о потенциальной цели исламистов. Отсутствие полицейского контроля и слабое взаимодействие различных подразделений полиции, зацикленной на баскском терроризме ЭТА, позволило им беспрепятственно подготовить теракты.
Отсутствие "великого Маниту"
Из четырех предполагаемых разработчиков терактов на вокзале Аточа трое будут на скамье подсудимых. Рабей Усман Сайед Ахмед, известный как "Египтянин", должен открыть сегодня череду допросов. Недавно миланский суд уже приговорил его к десяти годам тюремного заключения за терроризм. Вслед за ним перед судом предстанут два марокканца, Юссеф Белхадж (руководитель группировки "Аль-Ансар", европейского военного подразделения "Аль-Каиды") и Хасан аль-Хаски, лидер "Исламской группы марокканских бойцов" в Испании. Прокуратура потребует самого сурового наказания для трех вдохновителей - около 40 тысяч лет тюрьмы. Среди разработчиков терактов не хватает "великого Маниту", Серана бен Абдельмаджида, известного как "Тунисец", которого считают руководителем испанской террористической ячейки. Он скончался после коллективного самоубийства, совершенного 3 апреля 2004 года, когда в квартире в южном пригороде столицы Леганесе прогремел взрыв.
Помимо "Тунисца", в Леганесе в тот день покончили с собой еще семь камикадзе. В полиции утверждают, что все они участвовали в терактах. По этой причине из двенадцати исламистов, устанавливавших бомбу, на скамье подсудимых оказались только трое. Это Джамаль Зугам, Абдельмаджид Бушар и Базель Гайлун. Свидетели опознали в них участников операции. Одиннадцатый участник был убит в Ираке, двенадцатый находится в бегах.
Афганская стадия
Главный организатор бойни, Джамаль Ахмидан, или "Китаец", погибший в Леганесе, имел целую сеть мелких преступников, которых впоследствии обвинили в соучастии в подготовке терактов. Это касается и бывшего шахтера, испанца Хосе Эмилио Суареса Трасорраса, которого подозревают в том, что он в обмен на марокканский гашиш снабдил террористов 200 килограммами динамита Goma 2 Eco, используемого для производства бомб. Из 29 обвиняемых больше половины обвиняются в пособничестве непосредственным исполнителям терактов.
В прокуратуре национального суда убеждены, что данные теракты - дело рук одной из ячеек "Исламской группы марокканских бойцов", одного из подразделений "Аль-Каиды" в Европе и Северной Африке. Именно на "стадии подготовки" в тренировочном лагере в афганском Джалалабаде террористы освоили технику приведения в действие взрывных устройств с помощью мобильного телефона. Техническая оснащенность обернулась против террористов. Утром 11 марта полиция обнаружила в одном из четырех поездов неразорвавшуюся бомбу. Мобильный телефон, встроенный во взрывное устройство в качестве детонатора, позволил узнать много новых сведений, что дало следователям возможность добраться до непосредственных исполнителей терактов.