Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 февраля 2007 г.

Майкл Гордон | The New York Times

Предвоенные слайды рисуют Ирак в розовом цвете

Когда генерал Томми Фрэнкс и его старшие офицеры собрались в августе 2002 года, чтобы проанализировать свой план вторжения в Ирак, они рассматривали благостную картину, представляющую, как будет выглядеть страна через четыре года после свержения Саддама Хусейна.

В Ираке будет широкое репрезентативное правительство. Иракская армия будет усердно обеспечивать мир. А у США будет в этой стране всего 5 тыс. военнослужащих.

Военные слайды, полученные Архивом национальной безопасности по закону о свободе информации, отражают в PowerPoint представление командования о стабильном, проамериканском и демократическом Ираке, каким ему предстояло стать.

Общий оптимизм и некоторые подробности совещания планировщиков у генерала Фрэнкса показаны в обширной послевоенной литературе. Но слайды с ранее секретного брифинга позволяют воочию увидеть, насколько далеко реальность сегодняшнего Ирака с ее насилием ушла от посылок, когда-то заложивших основу для упражнений с превентивной войной.

Архив, независимый исследовательский институт при Университете Джорджа Вашингтона, разместил слайды на сайте www.nsarchive.org.

Август 2002 года был важным временем в разработке стратегии. Президенту Бушу еще предстояло отправиться в ООН и объявить предполагаемые оружейные программы Саддама Хусейна угрозой для международной безопасности, но военное планирование уже шло полным ходом. Бурные потрясения, которые последуют за свержением правительства Хусейна, на совещании планировщиков скучно называли "Этап IV". Как ясно из слайдов, это была наименее проработанная часть стратегии.

Генерал Фрэнкс сказал своим офицерам, что, по его предположению, ответственность за восстановление иракских политических институтов ляжет преимущественно на Госдепартамент.

"Госдеп будет продвигать создание на широкой основе заслуживающего доверия временного правительства", - отмечается на слайде о "главных исходных посылках планирования". Так на военном жаргоне была выражена мысль, что Госдепартамент консолидирует в Ираке жизнеспособную правящую коалицию еще до начала вторжения.

"Это был способ навязать дискуссию, внести ясность в то, как мы и Госдеп будем заниматься проблемой управления", - заявил в интервью полковник Джон Аголья, в то время планировщик Центрального командования.

Как оказалось, прошли месяцы, прежде чем планировщики командования начали получать какие-то пояснения, на которые они рассчитывали. Администрация Буша отказалась от идеи создания довоенного временного правительства из-за опасений, что оно вытеснит на обочину иракских лидеров, уехавших в эмиграцию. По словам Агольи, представление, каким будет послевоенное устройство, начало появляться у него лишь тогда, когда администрация Буша в январе 2003 года назначила отставного трехзвездного генерала Джея Гарнера первым гражданским управляющим в послевоенном Ираке.

Еще одна посылка, изложенная в презентации PowerPoint, заключалась в том, что "кооптированные" подразделения иракской армии прислушаются к призывам американцев оставаться в своих гарнизонах, а затем помогут США обеспечить безопасность в стране.

На основе этого и других оптимистических предположений военные планировщики спрогнозировали, какой должна быть американская оккупация Ирака. После окончания боевых действий будет этап "стабилизации", который продлится два-три месяца, а затем этап "восстановления" протяженность от 18 до 24 месяцев.

Затем должен был начаться "переходный" этап, длящийся 12-18 месяцев. В конце этого этапа, через 32-45 месяцев после начала вторжения, у США, как прогнозировалось, останется в Ираке лишь 5 тыс. военнослужащих.

Сегодня эти прогнозы кажутся удивительно нереалистичными, учитывая нынешнее увеличение контингента, при котором у США сейчас примерно 132 тыс. военнослужащих в Ираке и к ним добавляется еще около 20 тыс. Но прогнозы, отмечают бывшие военные планировщики, должны были послать сигнал тем, кто формирует гражданскую политику, что вторжение в Ирак будет многолетним планом, а не молниеносной войной.

Как оказалось, положения об Ираке и американских войсках были быстро опровергнуты, отчасти в результате новых политических решений США. Многие иракские солдаты не остались в гарнизонах, а разбежались, когда началась война. Американское командование все же надеялось быстро вернуть иракских военнослужащих под ружье, но эта надежда исчезла в мае 2003 года, когда преемник Гарнера Пол Бремер издал указ о роспуске иракской армии.

Сигнал, что США должны готовиться к серьезной многолетней оккупации, похоже, был заглушен, когда генерал Фрэнкс выпустил новое указание своим командирам (через неделю после падения Багдада 9 апреля): готовьтесь к уменьшению численности американских военнослужащих - к сентябрю 2003 года контингент должен быть чуть меньше дивизии, около 30 тыс.

За ростом мятежных настроений и ухудшением ситуации с безопасностью последовал ряд специальных решений и изменений стратегии. Сейчас в действие вводится новый план, который, по расчетам Белого дома, еще может принести положительный результат. Но спустя почти четыре года после вторжения "стабильное демократическое правительство Ирака", на которое когда-то рассчитывали США, похоже, существует только на старых слайдах военных планировщиков.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru