Результаты исследования демонстрируют выраженный скепсис в отношении демократических структур и тоску по сильному государству. С западными соседями дела лучше не иметь - при этом мало кто из россиян побывал хотя бы в одном государстве ЕС
В этом сезоне внимание к себе приковал французский горнолыжный курорт Куршевель, потому что там устраивали свои оргии русские богачи. В австрийском Китцбюэле местная администрация сочла, что русских гостей у них слишком много, и потребовала введения квот. Все поездки в Турцию по программе "все включено" неизбежно ведут к встрече, а порой и к столкновению с русскими туристами. Русские много путешествуют, и кажется, что они повсюду.
Это впечатление обманчиво. Только 14% россиян хотя бы раз побывали за границей. Причем половина из них до сих пор живет воспоминаниями советских времен о поездках в Восточную Европу. Из граждан России мало кто видел Запад своими глазами. Его образ формируется почти советской пропагандой в средствах массовой информации, которые - по крайней мере, телевидение - в значительной степени находятся в руках государства.
Лев Гудков, директор института изучения общественного мнения "Левада-Центр", видит в этом главную причину российского изоляционизма, отказа от демократических ценностей и существующего недоверия к Западу вопреки растущему сотрудничеству в экономике, политике и военной сфере. Граждане России, приходит к выводу репрезентативное исследование под названием "Восприятие россиянами европейских ценностей", в основном видят Европу в негативном свете. Исследование отражает настроения россиян, которые - по меньшей мере, с европейской точки зрения - вызывают тревогу. Особенно быстро отношение россиян к Европе стало меняться с конца 90-х годов. В настоящее время 71% населения России не считает себя европейцами, и только десятая часть россиян хочет сближения с Европой и США.
Напротив, 45% опрошенных полагают, что Европейский союз - это угроза для российской независимости. Кремлевская партия "Единая Россия" уже приняла на вооружение эту специфическую форму фобии и разработала так называемый "русский проект". На пути к возрождению России как великой державы духовные отцы проекта хотят амнистировать "умеренный национализм" и построить крепостной вал для защиты от иностранных культур. Они предлагают ограничить показ иностранных фильмов по телевидению, а также ввести квоты для иностранных поп-исполнителей на радиостанциях.
Российские политологи, которые подвергают критике растущее изоляционистское мышление, видят за всем этим не только реакцию на первоначальную эйфорию в отношении Европы, которая - частично благодаря искусственной поддержке - очень быстро уступила место разочарованию и страху перед мнимой колонизацией России. Они также фиксируют заинтересованность в этом векторе развития ныне правящей политической и военной элиты. Россия, утверждают они, не настолько стабильна, как кажется. Структуры, управляемые сверху, являются закостенелыми, негибкими и хрупкими. Нужны скрепы, чтобы стабилизировать вертикаль власти президента Владимира Путина. Этими скрепами и должна стать внешняя опасность, которая может сплотить засевших за крепостными стенами и объединить их вокруг спасителя.
Глава Кремля Путин, который в настоящее время играет эту роль в России, все еще имеет высокий рейтинг доверия, признает Гудков. Однако, по его мнению, он произрастает, прежде всего, от недоверия, которое граждане питают ко всем другим институтам государственной власти, начиная с парламента и заканчивая милицией и судами. Опрос также показал слабую поддержку принципа разделения властей (18%). Зато абсолютное большинство хочет иметь сильного президента, который будет координировать совместную деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти. Этому "государственному патернализму", согласно исследованию, сопутствует убежденность 94% россиян в том, что они имеют очень мало или даже вовсе не имеют влияния на положение вещей в стране.