Годовщина иранской революции вновь поставила перед мировым сообщество старые вопросы. Что делать с авторитарным руководителем государства, который говорит, что его страна может создать атомную бомбу, который угрожает соседнему государству? Насколько ему можно доверять?
Ответы на них, рассуждает со страниц немецкой Tagesspiegel Герд Аппенцеллер, становятся все более скептическими. Вопрос о том, можно ли помешать Ирану создать атомную бомбу, уже не стоит, обладание ею - это в глазах Ахмадинежада гарантированное препятствие для нападения извне. Однако поскольку фанатичные правители Ирана - малопредсказуемые партнеры, страх перед ними испытывает не только Израиль, но государства Персидского залива, которым США сейчас ускоренно поставляют противоракетные комплексы.
Что может предпринять мировая общественность в отношении государства, обладающего ядерным оружием? О жестких санкциях говорится уже давно. Кажется, впервые с ними согласилась и Россия. Но не Китай.
Почти неразрешимая задача, стоящая перед США, говорится далее в статье, состоит в том, чтобы удержать израильтян от нападения, чтобы убедить Китай в необходимости введения санкций, потому что сейчас уже не осталось никаких сомнений в том, что достаточное давление на Тегеран может оказать лишь сочетание жестких мер: от блокирования международной системы расчетов и широкого торгового бойкота до отказа во въездных визах политическому истеблишменту.
Однако, замечает Аппенцеллер, поначалу эти меры приведут к еще более безжалостному подавлению режимом внутренней оппозиции. Поэтому Америке и Европе так сложно выработать ясную позицию и поэтому политики вроде американского сенатора Джо Либермана все чаще говорят о военном вмешательстве.