Ничто так не привлекает людей в кинотеатры, как скандал - этот тезис, по мнению обозревателя The Guardian Хелен Пидд, был доказан успехом документального фильма о Михаиле Ходорковском, который стал изюминкой Берлинского кинофестиваля 2011 года. Картину "малоизвестного немецкого режиссера" с бюджетом "всего в 400 тыс. евро" должны были показать всего один раз в "глухом" кинотеатре в восточном Берлине, но после того, как 10 дней назад она была похищена, "все внезапно захотели ее увидеть".
"Вопреки претензии на объективность, режиссер Кирилл Туши больше разговаривал с друзьями Ходорковского, чем с его врагами... Поэтому не удивительно, что большинство зрителей выйдет из кино с мыслью, что злодей в этом фильме - не тот, кто к собственной выгоде разорял российские ресурсы, а мерзкий старый Владимир Путин", - говорится в статье.
В отгороженном от внешнего мира подмосковном жилом комплексе менеджеров ЮКОСа все по-прежнему готово к возвращению хозяев и содержится в безупречном порядке, а сторож регулярно обновляет запасы консервов в подземном бункере, выяснил Туши. Ему удалось под камеру взять интервью у самого Ходорковского. Разговор, который пришлось вести через решетку, примечателен "только бодрым поведением заключенного, который смеется над выдвинутыми против него обвинениями", делится своими впечатлениями Пидд.
"Более интригующий собеседник", с ее точки зрения, это Дмитрий Гололобов, бывший начальник правового управления принадлежавшей Ходорковскому нефтяной компании ЮКОС: "Он, похоже, зол на бывшего босса: "Плевал я на него", - говорит он. По мнению Гололобова, Ходорковский фактически сам подписал себе приговор: "Он был одним из олигархов, создавших всю эту судебную систему, действие которой он теперь на себе испытывает". Бывший консультант Ходорковского Кристиан Михель высказал предположение, что "олигарх хотел отправиться в тюрьму, чтобы очиститься в глазах российского народа с прицелом на политическую карьеру в оппозиции Путину". "Разыграть такой гамбит - пожертвовать ферзем, чтобы выиграть эндшпиль", - было бы в его духе, цитирует Михеля The Guardian.