Наутро после распада СССР возник риск, что железнодорожный транспорт будет парализован из-за погранпостов на новых границах, замечает журналист The Times Майкл Биньон. Но все это время, несмотря на ссоры России с соседями, поезда пересекают границы, возят пассажиров и грузы. "Наши железные дороги - единственный элемент СНГ, который еще работает", - заметил глава РЖД Владимир Якунин. Соответствующие министры стран СНГ каждый месяц проводят совещания, где улаживают конфликты, обсуждают тарифы и т.п.
Но есть и проблемы, связанные с границами. Поезда, которые следуют из Москвы в Ростов-на-Дону или Сочи, делают две длительные остановки на украинской границе. "Пограничники входят в вагон, запирают туалеты, ведут собак-ищеек, проверяют багаж и документы пассажиров", - поясняет автор после поездки по маршруту "Москва-Сочи". Пассажиры негодуют.
Распад СССР грозил железным дорогам тем же хаосом, что и всей стране, отмечает автор. "Но, как и Россия, железные дороги возродились", - пишет он. Крупные вокзалы стали похожи на аэропорты, билеты можно заказать по интернету, создается сеть высокоскоростных поездов.