Чрезвычайная гуманитарная ситуация в Сирии способствовала достижению договоренностей в Мюнхене, пишет Франко Вентурини в статье, опубликованной в газете Corriere della Sera. Американец Керри и русский Лавров, главные действующие лица встречи Группы по оказанию поддержки Сирии, достигли компромисса: доставка гуманитарной помощи тысячам мирных граждан, переживающих осаду и рискующих умереть от недоедания, а затем, через неделю - "прекращение боевых действий", говорится в статье.
"Москва хотела, чтобы перемирие началось с 1 марта, Вашингтон выступал за немедленное перемирие, но стороны пришли к компромиссу. За этим дипломатическим фиговым листком бросается в глаза силовое преимущество русских по отношению к американцам", - пишет корреспондент. С самого начала российского военного вмешательства в Сирии Кремль принял довольно широкую трактовку определения "террористы", поэтому, заявляя о намерении бомбить ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.) и другие "террористические" группировки, в действительности наносил удары и по противникам режима Асада. Своего пика путинский цинизм достиг две недели назад: в то время как Россия вела переговоры в Женеве, ее авиация активно поддерживала наступление армии Асада на Алеппо, направленное на то, чтобы перерезать пути снабжения повстанцев из Турции.
"Нейтрализация Алеппо изменила геополитику войны, которая длится уже пять лет, и отдала явное стратегическое преимущество России и ее союзникам", - пишет корреспондент. Именно в условиях этой стратегической реальности Россия пошла на компромисс с Америкой. В то же время американцы не могут решить, как эффективно лишить Путина тактического преимущества, которое он сумел накопить за относительно короткое время. Более того, согласно Мюнхенским договоренностям, прекращения огня против ИГИЛ и "Ан-Нусры" (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.) не будет. Это позволит русским, на основании принятого определения "терроризма", продолжать наносить бомбовые удары по своему усмотрению.
Непрочность мюнхенских соглашений очевидна, но остается надежда на то, что, по меньшей мере, гуманитарные положения будут выполнены. Русские заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать свое благоразумие и принять участие в операциях по оказанию помощи. Но как поведут себя силы Асада и оппозиционные группировки? Автор статьи уверен, что на обе стороны следует оказывать энергичное давление, к тому же ни представители сирийского режима, ни оппозиционеры не были представлены в Мюнхене. И это еще не все: как поведет себя Турция и вооруженные формирования, которые от нее зависят, что решит Саудовская Аравия, понимающая, что первый раунд сирийского матча почти проигран? - задается вопросами корреспондент.
После Мюнхена неизвестных, связанных с сирийской трагедией, меньше не стало. Согласно одной из версий, Турция, разуверившаяся в наличии инициативы у американцев, намерена осуществить военную интервенцию на севере Сирии. Столкновение с сирийскими войсками и российской авиацией неизбежно. Корреспондент напоминает, что таким образом страна НАТО окажется в состоянии войны с Россией. Россия это понимает, поэтому размахивает жупелом "третьей мировой войны" и требует, чтобы США угомонили турок. Надеяться не запрещено, к тому же впервые с 2011 года достигнута договоренность о перемирии. Но трудно поверить, что Путин остановится, приблизив момент, когда можно пропеть победный гимн, пишет корреспондент.