Немецкий эксперт по странам Восточной Европы Томас Кунце считает, что после распада Советского Союза Запад должен был относиться к России на равных. Об этом он рассказал в своем интервью немецкому журналу Der Spiegel.
"Несмотря на то, что в 90-х годах Россия была слаба, мы должны были вести с ней диалог на равных, - заявил политолог. - Вместо этого Запад частично игнорировал интересы России, как, например, это было на Балканах. (...) Русские, избавившись от коммунизма собственными силами, ожидали от Запада вовсе не расширения НАТО к своим границам". К тому же Запад, по словам Кунце, "нередко делает ставку на неправильных людей, а именно - бывшего грузинского президента Михаила Саакашвили". "Этот и другие люди, на которых Запад возлагает большие надежды, часто вовсе не являются демократами", - пояснил эксперт, добавив, что Саакашвили, назначенный украинским президентом Петром Порошенко - тоже, кстати, отнюдь не образцовым демократом - губернатором Одессы, подавлял оппозицию и СМИ в Грузии.
"В свою очередь, Европа и США проявляют наивную халатность, считая, что они могут навязывать собственную демократическую модель во всех частях света. Мы можем лишь терпеливо ждать демократию, а не предписывать ее извне", - продолжил он.
Кунце считает, что спустя 25 лет после развала СССР можно "с осторожностью подвести положительный итог": "В трех прибалтийских государствах сегодня введен евро, хотя одновременно с этим в Средней Азии растет влияние радикального ислама и практически повсюду, если не считать Прибалтики, установились авторитарные формы правления".
Причины того, что после распада СССР на постсоветском пространстве так и не установилась демократия, Кунце видит в истории. "В России, Белоруссии и на Украине на смену царскому правлению пришли семь десятилетий коммунизма. А в Средней Азии вплоть до 1913 года вообще были распространены рынки рабов. (...) Поэтому там, где у демократии мало исторических корней, необходимо время, пока она все же укоренится, - поясняет Кунце. - На Западе, к примеру, демократия стала результатом развития, которое продолжалось столетиями. Сначала была эпоха Реформации, потом Просвещение, потом буржуазные революции. На Востоке всего этого не было вовсе или же произошло только через несколько поколений. И поэтому я думаю, что Запад часто применяет по отношению к России неправильные масштабы, хотя одновременно с этим ради реальной политики многое прощает Китаю".
"Тем не менее, исламистский тоталитаризм и террор, который распространяется словно спрут, приведет к сближению (между Западом и Россией. - Прим. ред.). В конечном итоге у идеи общего европейского дома, о котором говорили Михаил Горбачев и Гельмут Шмидт, нет альтернативы", - заключает Кунце.