81 сенатор и 200 депутатов собираются в эту среду в просторном барочном зале Пражского Града, чтобы принять участие в президентских выборах ? уже 22-х за историю Чехословацкой (позже ? Чешской) республики. Но это будут не обычные выборы, подобные тем, что столько раз проходили в этом испанском зале с тех пор, как здесь перестали устраивать балы для аристократов. Парламентариям предстоит избрать преемника президента Вацлава Гавела, бывшего диссидента-антикоммуниста, четвертый и последний мандат которого, разрешенный конституцией страны, заканчивается 2 февраля этого года.
После 13-летнего правления в качестве главы Чехии (и Словакии ? до мирного разделения двух республик 31 декабря 1992 года) 66-летний драматург уходит не без чувства удовлетворения, свойственного тем, кто выполнил свою миссию. Он счастлив, что теперь сможет отдохнуть и вновь обрести свободу. "Лучшим в моей политической жизни был, наверное, тот момент, когда мы вступили в НАТО и когда Копенгагенский саммит принял решение о нашем присоединении к Европейскому союзу", ? заявил он в интервью пражскому еженедельнику Respekt.
В национальной истории подобного голосования, исход которого неясен, еще не было. Впервые чешские парламентарии должны будут демократически избрать "обычного" президента, который придет на смену "символу". В отличие от первого президента Чехословакии Томаша Масарика, которого боготворили как отца-основателя, Вацлав Гавел, этот победитель коммунизма, не выбрал себе политического наследника ? того, кто придет ему на смену. Некоторые интеллектуалы лелеяли надежду на изменение конституции, что позволило бы Гавелу баллотироваться на очередной срок. Однако Гавел не поступит так, как Масарик, преемник которого Эдвард Бенеш не набрал необходимого для избрания количества голосов. Масарик просидел в Пражском Граде 17 лет, прежде чем ушел в отставку. Вскоре после этого он скончался.
Задача депутатов и сенаторов довольно неблагодарна, и можно заранее сказать, что их и без того низкий авторитет среди избирателей не станет выше, каким бы ни был результат. Ни один из четырех кандидатов в президенты не имеет необходимой популярности или хотя бы симпатий, разделяемых значительной частью населения. 70% чехов предпочли бы, чтобы выборы были прямыми, чтобы самим избрать своего президента. Сделки между различными политическими партиями и кандидатами, которые заключались до последней минуты, способствовали заведомой утрате будущим президентом авторитета в глазах чехов - ведь он будет зависеть от поддержавших его партий.
Несмотря на возможность трех туров, избрание может вообще не состояться, что лишь ослабит и без того низкую электоральную активность населения. В самом деле, может случиться так, что ни одно имя не "выйдет" из урн в среду вечером или в последующие дни, если парламентарии решат провести последний тур на следующей неделе ? времени для последних межпартийных консультаций. Судя по всему, эта перспектива заставила депутатов и сенаторов "разбавить вино партийных пристрастий", чтобы позволить сформироваться квалифицированному большинству. Премьер-министр и лидер социал-демократов Владимир Спидла и его соперник ? лидер ведущей оппозиционной партии ультралиберал Вацлав Клаус ? накануне голосования заявили, что в среду новый президент, "возможно", уже будет избран.
Бывший премьер-министр, 61-летний Вацлав Клаус, занимавший этот пост в 1992?1997 годах, является кандидатом, но не числится среди фаворитов, так же как и кандидат от Коммунистической партии 56-летний Мирослав Кржиженецкий, адвокат и бывший военный прокурор (1976?1994). Исход голосования должны определить 48-летний Ярослав Буреш, судья и бывший министр юстиции (до июня минувшего года), и 61-летний христианский демократ Петер Питгарт, бывший диссидент и нынешний председатель Сената. Шансы Ярослава Буреша, которого чешская пресса, с исключительным единодушием критикующая этого кандидата, назвала "трагикомической фигурой", уже снизились. Неизвестный большинству чехов, он был вывалян в грязи газетами, которые сообщили, что 15 лет назад он сбил на автомобиле пешехода. Голоса самой крупной, социал-демократической фракции парламента будут отданы Петеру Питгарту. Его моральный авторитет, ореол борца с коммунизмом и политическая карьера после 1990 года ? в течение двух лет он был премьер-министром Чехословацкой Федерации ? в последние часы, похоже, сыграли свою роль в пользу его кандидатуры.