За неделю до торжеств по поводу 40-летия подписания франко-германского договора о дружбе немцы и французы испытывают серьезные трудности с согласованием своих точек зрения на будущее Европы. Герхард Шрёдер и Жак Ширак со своими министрами иностранных дел собрались вчера за ужином в Елисейском дворце, чтобы попытаться выработать совместное предложение, касающееся институтов будущего Союза. Времени остается мало, так как уже в следующий понедельник оно должно быть представлено Европейскому Конвенту под председательством Валери Жискар д'Эстена. Франко-германский вклад, разумеется, будет иметь решающий вес в редакции будущей Конституции.
Две точки зрения. Берлину и Парижу уже удалось прийти к согласию по многим сферам жизни расширившейся Европы: это и оборона, и юстиция, и органы внутренних дел, и "европейское управление" зоной евро. Но институты ? сфера, несравненно более деликатная: при подписании в декабре 2000 года Ниццкого договора две страны жестко столкнулись друг с другом и не смогли найти компромисс. Сейчас, похоже, ситуация не лучше, чем была два года назад. Ибо изначальные посылки дискуссии не изменились за последние 50 лет. Традиционно сердце Франции принадлежит Европейскому совету глав государств и правительств (высшей инстанции Союза) и Совету министров ? двум структурам, в которых представлены государства как таковые. В глазах Парижа только эти два института обладают "демократической легитимностью" в рамках исполнительной власти Союза. Напротив, Германия, приверженная федералистскому подходу, считает, что будущим "правительством" ЕС может быть только Европейская комиссия, а Совету министров отводится роль своего рода "Сената государств", заседающего рядом с Европейским парламентом. Все, что противоречит идее "Соединенных Штатов Европы", раздражает Берлин.
Компромисс? Предложение Жака Ширака назначать председателя Европейского совета, выдвигаемого лидерами, на многолетний срок не вызывает энтузиазма по ту сторону Рейна. Ибо этот будущий "президент Европы" будет "отбрасывать тень" на все прочие институты. Поэтому Берлин дал понять, что он согласится с таким положением лишь при условии, что взамен председатель Комиссии будет избираться депутатами Европарламента (а не назначаться главами государств и правительств), что укрепит его легитимность. Но Парижу это не нравится. Кроме того, немцы хотят, чтобы этот постоянный председатель, призванный положить конец происходящей каждые полгода ротации, назначался бы из числа действующих лидеров: "Иначе говоря, это не будет работой с полной нагрузкой, чего хотели бы мы", ? сетует французский дипломат. Для немцев же это возможность снизить значимость данного поста в случае его введения.
Глава германской дипломатии Йошка Фишер, которому Шрёдер поручил вести переговоры на эту тему, держит в голове одну идею. Он готов согласиться на введение поста председателя по "французскому варианту" при условии, что он будет в то же время председателем Комиссии. Изначально эта идея о слиянии двух функций возникла у Пьера Лекийе, депутата от "Объединения президентского большинства" (UMP), который представляет в Конвенте Национальное собрание Франции. Для Фишера это был бы способ создать сильное "европейское правительство", о котором он страстно мечтает. На сегодняшний день этот вариант не пользуется популярностью в Елисейском дворце: "Франция хочет сохранить нынешний институциональный треугольник (Комиссия ? Совет министров ? Европейский парламент)", ? утверждает дипломат.
Наконец, Берлин и Париж расходятся по вопросам общей внешней политики и безопасности. Немцы хотели бы, чтобы и эта политика находились в компетенции Комиссии, т.е. федеральной инстанции, тогда как Париж придерживается своей идеи ? передать все рычаги внешней политики Совету министров?
Большинство. Между тем стороны без труда договорились по остальным темам, в том числе об обязательном введении голосования квалифицированным большинством в Совете министров и о расширении полномочий Европейского парламента, который будет на равных с Советом министров участвовать в принятии европейских законов. Однако Париж и Берлин не высказались по вопросу о том, как будет подсчитываться это квалифицированное большинство. Они предпочли также оставить в стороне проблему избыточного представительства немецких депутатов в Европарламенте - деликатных тем и без того достаточно.