Отчетливый запах внутри новенькой машины, зачастую доставляющий такую радость ее владельцам, - следствие той же формы загрязнения окружающей среды, которая вызывает "синдром нездорового помещения", установили ученые.
Запах новенькой машины обусловлен таким количеством летучих органических веществ, которое в 35 раз превышает норму, установленную, например, для японских машин. Так что наслаждение им можно сравнить с удовольствием от вдыхания клея. В состав красок и растворителей входят, в частности, этилбензол, ксилол, формальдегид и толуол.
При высокой концентрации этих веществ может развиться "синдром нездорового помещения": головные боли, головокружение и удушье.
Исследование, проведенное японским санитарным врачом, выявило, что проходит три года, прежде чем уровень концентрации летучих веществ достигнет нормы, установленной для автомобилей Министерством здравоохранения Японии. Эту норму ввели в ответ на увеличение числа автовладельцев, страдающих от "синдрома нездорового помещения".
Тошиаки Йошида, главный специалист Института санитарии в Осаке, анализировал воздух в новом минифургоне, забирая пробы каждую неделю в течение первых двух месяцев и каждый месяц впоследствии. Фургон рассчитан на годовой пробег в 3500 миль.
На следующий день после доставки в автомобиле было обнаружено 113 разновидностей летучих органических веществ, в основном углеводороды. Прошло четыре месяца, прежде чем уровень их содержания снизился до нормы, но летом, в жару, он снова резко взлетал, и это происходило даже после двух лет эксплуатации.
Г-н Йошида рекомендует установить хорошую вентиляцию и выражает надежду, что производители разработают материалы, не испускающие вредных веществ.
Тим Уильямсон, представитель национального общества "За чистый воздух", сказал: "Обнаруженные исследованием виды химических веществ, как правило, не встречаются во внешней среде и включают в себя некоторые хорошо известные токсины".
"Поэтому оставить машину дома хорошо не только для окружающей среды - это полезно и для здоровья".
Эл Кларк от имени Общества производителей и продавцов моторов заявил, что в Европе нет соответствующего стандарта чистоты для воздуха внутри машины, но все автомобилестроители работают с материалами, соответствующими установленным нормам.