Одна из самых знаменитых теорий счастья гласит, что оно почти или никак не связано с богатством или покупательной способностью индивида, отмечает обозреватель La Vanguardia Ракель Келарт. Британский экономист Ричард Лэйард писал, что жизнь людей на Западе стала намного комфортнее, чем 50 лет назад, но они ничуть не счастливее, чем их предки.
В этом контексте в противовес безудержному потреблению энергично развивается новая тенденция - совместное потребление, которое ставит доступность вещей выше, чем право собственности на них. Появились "банки времени" (обмен услугами по принципу взаимопомощи), коллективное пользование автомобилями или офисами, поездки с попутчиками - карпулинг.
Основатель портала consumocolaborativo.org Альберт Каньигераль изложил суть этой модели в книге "Жить лучше, иметь меньше: открой для себя выгоды новой экономики сотрудничества". Каньигераль, как и Лэйард, замечает, что еще совсем недавно "общество судило об индивиде, исходя из его материального достатка, часто путем прямого сравнения с его соседями и друзьями". Но эта установка уходит в прошлое. Потребление не самоцель, а средство достижения благополучия, пишет Каньигераль.
Журнал Time включил совместное потребление в список "10 идей, которые изменят мир".
Как это возможно? Американский психолог Абрахам Маслоу полагал: когда человек удовлетворил свои базовые потребности, он стремится достичь следующего уровня достатка. Испанский клинический психолог Мария Хесус Алава возражает: "Когда удовлетворены базовые потребности, экономическое положение не является решающим фактором счастья, а в некоторых случаях мешает его достичь".
Алава полагает: потребность постоянно приобретать вещи и материальные блага - "ловушка, которую расставляет общество потребления", поскольку она "урезает свободу индивида, затрачивающего свое время и силы на приобретение". Самое опасное в этом порочном круге то, что человек, заполучивший материальные блага, снова ощущает подспудную неудовлетворенность и пытается утолить ее, приобретая еще и еще. Напротив, "люди, которые безвозмездно уделяют кому-то время или дарят свой труд и стремятся делиться чем-то с другими, чувствуют себя намного более счастливыми", уверяет Алава.
Правда, Лэйард признает: рост доходов вызвал некоторое повышение уровня счастья даже в богатых странах. Но одновременно люди стали ощущать себя несчастнее из-за "менее гармоничных общественных отношений". Обозреватель комментирует, что тут могло бы пригодиться совместное потребление. Его сторонники полагают: коллективное пользование благами не только экономически выгодно, но и само по себе полезно обществу.
Алава отмечает, что совместное потребление позволяет расширить свой жизненный опыт, причем деятельность обычно вселяет позитивные эмоции. Вдобавок эта тенденция "содержит некоторые элементы, которые, как нам сегодня известно, укрепляют ощущение счастья: она поощряет взаимоотношения с другими людьми, склоняет благодарить за помощь и взаимообмен, стимулирует новые впечатления, принятие решений, постановку четких целей для себя, сотрудничество и помощь людям, открытость для того, чтобы другие люди нам помогали, возможность проявить щедрость". Но Алава предостерегает: совместное потребление тоже не должно превращаться в "манию потребления".
По мнению Каньигераля, совместное потребление - "скорее дополнение, чем конкурент" традиционных секторов. Он также указывает, что пока не все социальные слои могут практиковать совместное потребление, поскольку нужен доступ в интернет и умение вызывать доверие к себе. Кроме того, необходимо повысить безопасность пользователей при взаимодействии и общении, говорится в статье.