Когда речь заходит о Саддаме Хусейне и атомном оружии, непреложными остаются два факта. Первый: Ирак в 80-е годы активно работал над ядерной программой (закупая уран в Нигере). Между тем работа над ядерной программой была прекращена после первой войны в Персидском заливе в результате деятельности инспекторов ООН. Второй: до сегодняшнего дня, спустя три месяца после падения режима Саддама Хусейна, так и не найдено оружие массового поражения - ни химическое, ни бактериологическое, ни ядерное. Даже в прошлом году, в течение долгих месяцев, предшествовавших нападению на Ирак (20 марта 2003 года), Белый дом использовал призрак ядерного апокалипсиса в качестве основного повода для вторжения и разоружения Саддама.
Не случайно 12 сентября 2002 года президент Джордж Буш, пообещавший во время своих 32-дневных каникул в фамильном поместье и на ранчо в Техасе выслушать мнение сторонников военной акции и сторонников инспекций, заявил перед членами Генеральной Ассамблеи ООН, что "Ирак неоднократно предпринимал попытки приобрести алюминиевые трубы, которые используются в процессе обогащения урана, и произвести атомное оружие". (Через четыре дня Саддам дал согласие на возвращение инспекторов, покинувших Ирак более четырех лет назад.) Алюминиевые трубы кажутся весьма хрупким доказательством вины Саддама Хусейна. Этот аспект привел к расколу в самой администрации (министерство энергетики и Госдепартамент против Пентагона и ЦРУ). А директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи исключил возможность их применения при производстве атомного оружия.
Уже не в первый раз Белый дом использует в качестве аргумента призрак атомной войны: за несколько дней до выступления президента в ООН, накануне первой годовщины событий 11 сентября, Кондолиза Райс, советник президента по национальной безопасности, сказала в ходе телепрограммы на CNN Late Edition: "Проблема в том, что у нас нет точных данных о том, насколько быстро Саддам Хусейн может обзавестись атомным оружием: но мы не хотим, чтобы дымящийся пистолет превратился в атомный гриб". 1 октября Ханс Бликс договорился с иракскими властями по процедурам инспекций, но через несколько дней, 7 октября, во время выступления в Цинциннати, Буш заявил о своем уже явном намерении напасть на Ирак, если тот не разоружится: "Ирак располагает и производит химическое и биологическое оружие. Пытается создать атомное оружие. Имея перед собой явные доказательства опасности, мы не можем дожидаться последнего доказательства - дымящегося пистолета, который может предстать в форме атомного гриба". Примечательно, что из текста выступления в Цинциннати ЦРУ удалило любые намеки на нигерское досье, на которое впоследствии ссылался Буш 28 января 2003 года в ходе обращения к нации и которое сегодня стало предметом острой полемики.