Он прекрасно ориентируется в мире теней, полковник Криспин Блэк, бывший сотрудник Joint Intelligence Committee, Объединенного комитета по разведке, структуры, которая координирует деятельность всех разведывательных служб Соединенного Королевства. И его не удивляют выводы, сделанные в докладе Батлера. "Тон элегантен, но содержание более полное по сравнению с докладом Хаттона, опубликованным в январе", - утверждает Блэк.
- В каком смысле?
- Лорд Батлер дошел до самого "сердца" проблемы британской разведки по иракскому вопросу. Потому что он продемонстрировал разницу между информацией, представленной Объединенным комитетом, и теми сведениями, которые оказались в знаменитом досье, представленном правительством в сентябре 2002 года.
- Таким образом, выводы спецслужб подверглись "политической интерпретации"?
- Вне всякого сомнения, и это видно из факта, что в досье правительства не было осторожных оценок, содержавшихся в докладе комитета.
- Вы, работавший в Объединенном комитете по разведке, можете нам объяснить, как политики оказывают давление на деятельность разведки?
- Все очень просто, поскольку комитет работает непосредственно с правительством. У меня всегда было впечатление, что Блэр решил поддерживать американскую политику, и перед лицом этого выбора руководству спецслужб было довольно сложно представлять работу, которая бы шла в противоположном направлении.
- Вместе с тем выводы, приведенные в докладе Батлера, оправдывают всех, никто не требует ничьей головы.
- Таков стиль подобных отношений, принцип заключается в том, чтобы не выдвигать обвинения в адрес отдельных личностей. С другой стороны, Объединенный комитет - коллективный организм, и, следовательно, даже признание вины должно быть коллективным. Но нет сомнения в том, что основной вывод, который можно сделать из доклада: в конечном счете ответственность ложится на Даунинг-стрит, 10.