Леонид Щербаков был ранен, сражаясь против нацистов в рядах Красной армии 60 лет назад. А сейчас он снова чувствует себя покалеченным - социальными реформами, которые обсуждаются в российском правительстве.
Как миллионы других россиян, он пользуется некоторыми льготами, как-то: бесплатный проезд в общественном транспорте, дешевые телефонные переговоры и льготное медицинское обслуживание. Щербаков полагает, что если в следующем месяце парламент ратифицирует предлагаемые Кремлем реформы, его положение ухудшится, поскольку вместо льгот он получит наличные деньги.
"Изменять наши льготы - это лишать уважения тех людей, которые были убиты или ранены на службе Родине. Самая главная вещь для нас - это уважение", - говорит он.
Другие протестующие против изменений опасаются потерять не только уважение. Многие беспокоятся, что правительство планирует сэкономить деньги, выплачивая меньше наличных, чем действительная стоимость льгот.
Начиная свой второй срок с повышенного внимания к социальной политике и искоренению нищеты, президент Владимир Путин приступил к решению вопроса, который, по мнению многих экономистов, играет ключевую роль для модернизации России. Система льгот возникла в советскую эру и была способом вознаграждения инвалидов, ветеранов войны, людей, переживших блокаду Ленинграда, пострадавших от последствий взрыва на Чернобыльской АЭС в 1987 году, и других. При президенте Борисе Ельцине льготы расширились.
Это громоздкая система. Льготы государство распределяет без учета уровня дохода, и никто не в состоянии точно просчитать их стоимость. Сегодня одна из двух российских семей пользуется государственной поддержкой, и в итоге льготы распространяются почти на 70 млн человек.
Лилия Овчарова из Независимого института социальной политики подчеркивает, что Россия должна реформировать эту систему и чем скорее, тем лучше. Система льгот никогда не предназначалась для поддержки бедных. "Если мы хотим строить рыночную экономику, мы должны построить также систему, помогающую людям, которым трудно, адаптироваться к ней", - говорит она.
Принцип превращения льгот в деньги, по сути, является похвальным, но то, как непрозрачно и необдуманно он воплощается, грозит спровоцировать отчуждение простых россиян и вызвать один из самых значительных народных протестов с момента прихода Путина к власти в 2000 году. "Эти изменения нужно проводить по-другому", - подчеркивает Овчарова.
Нет сомнений в том, что нынешняя система несправедлива и неэффективна. По результатам исследований Овчаровой, беднейшие 10% населения получают лишь 4% существующих льгот, в то время как самые богатые 10% получают 20%.
Однако запланированные реформы не сделают ничего для улучшения ситуации, поскольку не предполагается проверять, насколько действительно нуждаются те или иные люди, а только так можно гарантировать, что изменения пойдут на благо бедным. Вместо этого все нынешние льготники просто будут получать наличные.
Овчарова полагает, что реформы должны сделать систему более справедливой. Она предлагает сделать приоритетом прекращение субсидирования коммунальных услуг: отопления, электро- и водоснабжения, так как госсубсидии здесь непропорционально выгодны для богатых с их большими домами. А медицинские реформы - самые болезненные изо всех - должны проводиться в последнюю очередь.
В то же время Михаил Дмитриев, бывший заместитель министра экономики, который работает в Центре стратегического развития, связанной с Кремлем исследовательской организации, утверждает, что превращение льгот в деньги - это шаг в правильном направлении. "Это поможет бедным, - указывает он. - Подавляющему большинству россиян будет лучше".
Дмитриев подчеркивает, что люди в сельскохозяйственных районах переживают большие трудности, и их удаленность от общественного транспорта и медицинских учреждений означает, что они не в состоянии воспользоваться преимуществом бесплатного проезда и другими льготами такого типа. Выплата наличных станет для них более существенной поддержкой со стороны государства, и они смогут самостоятельно распоряжаться тем, как тратить деньги.
При отсутствии общедоступной информации о деталях реформ и некритическом освещении в СМИ многие россияне подозревают, что замена льгот компенсациями - не больше чем способ для государства сэкономить деньги и сократить свои социальные обязательства.
Владимир Буткеев из Партии пенсионеров, которая организовала серию демонстраций, направленных против реформ, задается вопросами, будут ли поспевать денежные компенсации за темпом инфляции, будут ли готовы и смогут ли местные власти выполнять свои финансовые обязательства.
"Если правительство хочет отказаться от льгот, то почему оно не начнет с тех льгот, которые предлагаются гражданским служащим и политикам?" - говорит он, имея в виду служебное жилье, личных водителей и другие льготы, которые получают сотни политиков и правительственных чиновников. Запланированные реформы оставляют эти льготы неизменными.