Политические связи Москвы с Берлином привлекают большое внимание, но немецкие компании осознали, что в Китае можно заработать намного больше, чем в России, утверждает обозреватель The New York Times Джуди Демпси. "Германия - крупнейший, с большим отрывом, торговый партнер Китая в Европе, причем товарооборот стремительно растет, особенно в секторах дорогостоящей электротехники и электроники", - пишет автор.
Немецкая автопромышленность, сильно пострадавшая от глобального кризиса, оправилась в первую очередь благодаря росту спроса в Китае на лучшие модели немецких автомобилей. Немецкие компании инвестируют крупные средства в обучение китайских инженеров и компьютерщиков. Между тем, согласно исследованию МИД Германии, граждане Китая занимают первое место по численности среди иностранных студентов германских вузов.
Канцлер Меркель впервые посетит Россию и Китай в рамках одного турне, которое началось в среду, а также заглянет в Казахстан, богатый нефтью и газом, пишет газета. Эксперт Александр Рар считает, что такой "туристический круиз", как он выразился, создаст ложное впечатление и у Москвы, и у Пекина. Но депутат германского парламента Андреас Шокенхофф нашел маршрут логичным, сославшись на то, что приближается сезон отпусков.
В свой первый срок на посту канцлера Меркель сделала защиту прав человека одним из приоритетов своей внешней политики, пишет газета. Теперь некоторые критики опасаются, что права человека и демократия оттесняются на второй план ради бизнеса. "Однако Меркель считает экспорт залогом экономического возрождения Германии", - поясняет автор.
Германские компании стремятся выйти на рынок Китая, где быстро увеличивается средний класс, а руководство приступает к массированной модернизации. "Китай вынужден импортировать силовые машины, двигатели и электротехническое оборудование", - пояснил Филипп Эхмер из Deutsche Bank Research.
"В то время как для России Германия остается важнейшим торговым партнером, с Китаем немцы заключают больше сделок", - пишет газета. В 2009 году Германия экспортировала в Китай товаров на 36,5 млрд евро, а импортировала на 55,5 млрд евро, что ненамного отличалось от показателей 2008 года. Напротив, российско-германский товарооборот сократился минимум на 30%. Благодаря растущему спросу, где тон задает Китай, экспорт Германии почти достиг докризисного объема. BMW в нынешнем году поставит в Китай 10 тыс. автомобилей 3-й серии.
Германские компании откровенно говорят о сложностях ведения бизнеса в Китае, отмечает газета. К своим главным проблемам они относят защиту интеллектуальной собственности, наем квалифицированных сотрудников и предотвращение текучести кадров. "Также они жалуются на сложности с юридической безопасностью, соблюдением контрактных обязательств, коррупцией и доступом к данным о рынках", - говорится в статье.