На востоке Литвы планируется строительство новой атомной электростанции, которая уменьшила бы зависимость от России. Однако решение Германии отказаться от ядерной энергетики нарушает эти планы, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Литва совместно с другими странами Балтии и Польшей планирует построить новую атомную электростанцию в Висагинасе рядом с Игналинской. Эксплуатация Игналинской АЭС была приостановлена 31 декабря 2009 года, так как она оснащена реактором РБМК, который приобрел печальную известность после трагедии в Чернобыле, а также в соответствии с обязательствами перед Евросоюзом, сообщает издание.
Во времена эксплуатации Игналинской АЭС Литва экспортировала энергию и имела статус регионального энергетического гиганта. Сейчас она находится в сильной зависимости от энергии и газа из России. В связи с этим все важные политические силы убеждены в необходимости диверсификации источников энергии, что "сопоставимо со спасением национальной независимости", говорится в статье.
Как сообщает издание, недавно свою заинтересованность в проекте строительства Висагинской АЭС высказали иностранные инвесторы - консорциум, в который входят Hitachi и General Electric, с одной стороны, и американский концерн Westinghouse - с другой. Ввод в строй электростанции запланирован на 2020 год, а до конца текущего года должны быть оформлены все договоры.
Спешить приходится, глядя на жесткие меры России по отношению к соседним странам - Украине и Белоруссии, которым была прекращена подача сырья в случаях их непослушания. Литовский нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе не может возобновить свою работу по причине "технической неисправности" трубопровода, с тех пор как в 2006 году Литва продала его польскому концерну, а не России. "Мы острова, зависящие от энергии и российских концернов, таких как "Газпром", которые монополизировали рынок и установили чрезмерно высокую цену на газ", - заявил министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас. Президент Литовской Республики Даля Грибаускайте рассматривает действия России как "политическое давление и стремление к доминированию", цитирует ее издание.
Проекты Висагинской АЭС и нескольких "энергетических мостов" к рынку центральной Европы должны были бы положить конец энергетической зависимости, если бы на горизонте не появилась Москва. Государственный концерн "Росатом" планирует на ближайшие 20 лет строительство около 60 новых АЭС, в том числе в Белоруссии и Калининграде, пишет автор.
По словам замгендиректора "Росатома" Кирилла Комарова, они в состоянии покрыть не только российские и белорусские внутренние рынки, но и нацелены на спрос рынков стран Балтии, Скандинавии и Германии. По его же данным, оба блока АЭС в Калининграде будут введены в эксплуатацию уже в 2016 и 2018 годах, что грозит провалом для проекта Висагинской АЭС, которая запланирована до 2020 года, комментирует издание.
Решение Германии о постепенном отказе от АЭС ухудшило шансы Литвы. Ведь если раньше намерения "Росатома" можно было рассматривать как блеф за неимением спроса на европейском рынке, то теперь, по мнению Комарова, новые АЭС могут компенсировать нехватку энергии в пределах ЕС, сообщается в статье.
Правительство Вильнюса решило "атаковать" российские АЭС, обратившись в Секретариат международной Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, указав на то, что Россия пренебрегает правилами международного сотрудничества.
В реакторе Игналинской АЭС после вывода из эксплуатации остались топливные элементы и, чтобы обеспечивать бесперебойное функционирование систем безопасности, на ней по-прежнему задействованы 1920 человек, информирует автор статьи.
Проблема окончательного захоронения все еще не решена, и никто пока не знает, каким образом можно добиться разложения и захоронения радиоактивного графита реактора "чернобыльского" типа РБМК. Директор Игналинской АЭС все же надеется, что как раз это глобальное неведение даст инженерам шанс сделать первый шаг в изучении способов обращения с радиоактивным графитом - и когда-нибудь они добьются успеха. Он также надеется, что в 2030 году демонтаж АЭС будет завершен. Стоимость проекта - 3 млрд евро, передает газета.