Западная пресса продолжает комментировать "дело Магнитского" и его возможные последствия.
Редакционная статья в The Wall Street Journal озаглавлена так: "Разоблачитель в Москве: мы имеем в виду не Эдварда Сноудена".
В пятницу Сноуден поблагодарил Россию, Венесуэлу, Боливию, Никарагуа и Эквадор за то, что они "первыми восстали против нарушений прав человека, совершаемых могущественными, а не бессильными".
Газета замечает: "Днем ранее покровители Сноудена преподали урок касательно того, как современная Россия уважает права человека". Сергей Магнитский, разоблачивший хищение 230 млн долларов, сам был признан виновным. "Он был храбрым разоблачителем, который оглашал злоупотребления и не искал себе славы", - характеризует его газета.
Уильям Браудер, на которого работал Магнитский, добился в США принятия санкций в отношении российских нарушителей прав человека. Но убедить другие демократии оказалось труднее, пишет газета. ЕС и британский парламент не соглашаются принять санкции, законопроекты в Канаде и Ирландии застопорились.
"Пока самозваные правозащитники крутятся около Сноудена, еще один видный, подлинный и в данном случае живой разоблачитель российской коррупции узнает свою судьбу на следующей неделе", - пишет газета, поясняя, что Алексею Навальному грозит тюрьма по "сфабрикованным обвинениям в коррупции". Издание заключает: "В путинской России не ожидается, что дело решится в пользу бессильных".
Статья в The Guardian называется "Процесс Сергея Магнитского: таково правосудие в стиле Путина". "Суд над мертвецом был четким сигналом для россиян: кто пойдет наперекор нам, до того мы доберемся, хоть до живого, хоть до мертвого", - полагает обозреватель Садакат Кадри.
Глава Hermitage Capital Уильям Браудер, признанный виновным вместе с Магнитским, заявил: "Путин опозорил Россию /.../, он стал первым за тысячу лет западным лидером, который отдал под суд мертвеца".
Автор комментирует: "Если говорить об исторических фактах, то это утверждение неверно. Но прецеденты не льстят ни Путину, ни российской судебной системе". В прошлом в Европе часто судили мертвых.
Особенно отличились будущий король Яков I в Шотландии и Людовик XIV во Франции. "Яков велел заспиртовать двух предполагаемых наемных убийц в смеси из виски, уксуса и гвоздичного перца, отдал их под суд, а затем расчленил". Людовик повелел судить всех покойных дуэлянтов, изменников и самоубийц. Покойники имели право на адвоката (причем бедняки - на бесплатного, государственного), признанных виновными вешали за ноги на эшафоте.
Автор замечает: "Яков и Людовик были убежденными абсолютистами, и их претензии на правосудие были прямым порождением этих квазитоталитарных убеждений". Некий французский юрист в 1784 году разъяснил: мертвецов судят, чтобы "навести страх на живых". Тот же сигнал содержит дело Магнитского, считает автор.
И все же неясно, как среагирует "целевая аудитория". "Правительство не может попросту отрицать все нарушения, так как его собственное расследование вынужденно признало, что 37-летний Магнитский умер ввиду недостаточной медицинской помощи", - пишет автор, отмечая, что, по мнению независимых правозащитников, Магнитский подвергался пыткам.
"В данных обстоятельствах признание Магнитского виновным, возможно, окажется той пародией на правосудие, которая переполнит чашу терпения", - заключает автор. Оно также означает, что в России стрелки часов двинулись в обратную сторону - ко временам, когда судили и наказывали даже неодушевленные предметы (так было с колоколом при Иване Грозном).
"Вашингтон внесет в черный список еще больше россиян" - таков заголовок в Forbes. Должна появиться "версия 2.0" "списка Магнитского", утверждает обозреватель Кеннет Рапоза.
Во всяком случае, в четверг за расширение "списка Магнитского" высказались Виктория Нуланд (ее кандидатура предложена на пост заместителя госсекретаря США) и Дэниэл Бейер, которого Обама предложил в качестве представителя США в ОБСЕ.
В пятницу МИД РФ отреагировал: заявил, что "война черных списков" - тупиковый путь, а администрация Обамы играет на руку "оголтелым русофобам с Капитолия". МИД также дал понять, что в российский черный список могут включить американских чиновников, имеющих отношение к программе слежки, которую разоблачил Сноуден.
Daily Mail предпочла пространный заголовок: "Фиаско "искового туризма": россиянин, обвиняемый в "пытках", использует наши суды, чтобы подать иск на британского бизнесмена". Журналисты Роберт Веркаик и Дэвид Роуз пишут: "Павел Карпов, бывший офицер российской полиции, судится с британцем Уильямом Браудером".
Карпов - фигурант американского "списка Магнитского". Газета излагает это так: "ему запрещен въезд в Америку после того, как его обвинили в пытках и убийстве". Однако в Великобритании Высокий суд Лондона принял к рассмотрению иск Карпова к Браудеру по обвинениям в клевете. "Это дело обойдется британским налогоплательщикам в десятки тысяч фунтов и, вероятно, окажется одним из самых дорогостоящих в истории Британии", - пишут авторы.
Процесс начнется 24 июля. "Карпов нанял лучших британских юристов", - говорится в статье. "Дело называют одним из худших образчиков "искового туризма" - случаев, когда иностранные граждане, имеющие, в лучшем случае, минимальное отношение к Великобритании, урегулируют свои споры через Высокий суд", - пишет газета.
Адвокаты Карпова заявляют: возможно, Браудер справедливо стремится преследовать убийц Магнитского, но в ходе кампании Браудера были высказаны ложные обвинения в адрес Карпова.
Адвокаты Браудера, напротив, называют Карпова "видной фигурой в российской криминальной группировке" (формулировка газеты).