Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 июня 2001 г.

Джон Данишевски | Los Angeles Times

Рост расистских настроений в России

Иммигрант с Мадагаскара поздно вечером вышел на улицу купить молока для своей маленькой дочери. В тот момент, когда он проходил мимо девушки, игравшей на гитаре в подземном переходе, на него напали сзади и били пять-десять минут. Девушка все это время не переставала играть.

Беженец из Чечни, где идет война, собирался встретиться со своей русской подругой на популярном месте для свиданий у Красной площади. На него напал русский националист, который избил чеченца и ударил его ножом в сердце на виду у милиции.

Можно называть их фашистами или скинхэдами. По улицам российских городов бродят представители опасной разновидности хулиганствующих молодчиков. Националисты ходят шайками, они нападают на людей с темной кожей, на тех, кто похож на чеченца, армянина или азербайджанца.

Эти головорезы не считают себя злодеями. В своем собственном сознании они чисты и добродетельны, они защищают национальную идентичность от иностранного нашествия. Эти представители общества, пережившего десятилетнюю социально-экономическую травму, убеждены, что Россия оккупирована иностранцами, и ее нужно чистить.

Как правило, это молодые люди из рабочих семей, деклассированные личности и бунтари, вышедшие на крайне правые пути. Становясь членами группировок, они испытывают чувство принадлежности. По ночам они выходят на ?охоту?, обычно небольшими группами.

Милиция утверждает, что у них нет отдельной статистики по атакам скинхэдов. Однако согласно свидетельствам жителей Москвы африканского или азиатского происхождения, уровень насилия растет. Своей кульминации этот процесс достиг в апреле, когда орда из более чем сотни скинхэдов пробежала через рынок, избивая по дороге торговцев из Азии и Кавказа.

В апреле президент Путин выступил с заявлением, осудив волну расистского и этнического насилия. Но, судя по отношению и реакции милиции, мало что делается для того, чтобы остановить нападения. Многие из жертв говорят, что они перестали пытаться обращаться за помощью к властям, потому что знают, что те относятся к их проблемам с безразличием.

Несколько посольств обратились с жалобой в министерство иностранных дел. Согласно документу, полученному the Times, Кения предоставила список из 24 своих граждан, на которых были совершены нападения, 23 из них - в нынешнем году. В их числе - сын посла и два дипломата.

В своих интервью представители милиции и министерства иностранных дел попытались преуменьшить значение проблемы насилия со стороны скинхэдов.

?Они не так уж опасны. Их очень мало?, - заявила Татьяна Костюнина, офицер московской милиции, занимающаяся молодежными группировками.

Министерство иностранных дел отказалось делать официальные комментарии для печати, но один из его сотрудников, разговаривавший на условиях анонимности, тоже был оптимистичен.

?Мы знаем, что есть такая проблема, но она не носит систематического характера?, - заявил он.

Систематическая или нет, но, по словам членов групп, страдающих от насилия, эта проблема распространена широко. Они говорят, что существует ежедневная угроза их безопасности, и что эта проблемы ограничивает их свободу передвижения в России.

Иностранные студенты с темным цветом лица чувствуют себя так, как будто бы они плавают в океане расизма. Даже если на них не нападают на улицах и в общественном транспорте, они часто чувствуют на себе враждебные взгляды, слышат расистские оскорбления. Почти все говорят о том, что принимают меры предосторожности, не теряют бдительности и при встрече с группой скинхэдов готовы тут же бежать.

?Всякий раз, когда я вступаю в контакт с каким-нибудь парнем, либо меня бьют, либо на меня плюют?, - сказала студентка из Университета Небраска Леонна Гриффин, афро-американка из города Беллевю, штат Небраска, учившаяся в Московском лингвистическом университете и Московском международном университете.

Двадцатичетырехлетний студент-фармаколог из Уганды Ханнингтон Ссенинонйо учится в расположенном на юго-востоке Москвы Университете Дружбы народов, учреждении, созданном Советским Союзом в знак солидарности со странами Третьего мира. Однажды, когда он ехал в метро, к нему подошла группа из 20-30 молодых людей. Его пришлось госпитализировать на 12 дней.

?Господи, неужели я умру сегодня??

Он вспоминает, как упал на колени в вагоне, пытаясь закрыть голову руками от посыпавшихся на него градом ударов и пинков, думая: ?Господи, неужели я умру сегодня??. Избиение продолжалось примерно восемь минут на длинном переезде между двумя станциями. Под конец они разбили об его голову пивную бутылку.

?Пока не покинешь эту страну, с этим ничего нельзя поделать?, - сказал Дэн Очиенг, студент-правовед из Кении, на которого в январе напало семь-восемь молодых людей в черных кожаных куртках и сапогах.

В российском обществе всегда присутствовали сильные скрытые националистические настроения. Во времена хаоса всегда активизировались ксенофобия и антисемитизм.

Однако многие расовые и этнические меньшинства, проживающие на огромной территории Российской федерации, и тысячи африканских студентов многие годы приезжали сюда, чтобы получить недорогое образование. Эту практику Советский Союз ввел, пытаясь заманить страны Третьего мира в социалистический лагерь.

Один их этих студентов - Жанно-Мишель Абессоло, кандидат физико-математических наук из Камеруна. Он вспоминает, как проводил урок для 150 студентов в своем университете (он попросил не упоминать название ВУЗа). В один момент он услышал позади себя шум, аудитория захихикала. Он обернулся и увидел группу студентов с большим красным знаком свастики над головой.

Абессоло говорит, что это - одно из бесчисленных унижений, с которыми он столкнулся с тех пор, как приехал учиться в Россию четыре года назад.

Он говорит, что почти каждый день, а иногда несколько раз в день на него плевали, его избивали, издевались и оскорбляли. Дорога к метро была испытанием на храбрость. Входя в парк по дороге в школу, он шептал молитвы. По его словам после намеченной на ноябрь защиты диссертации он хочет уехать из этой страны и никогда не возвращаться обратно.

?Мы знаем, что находиться на улице очень опасно, и стараемся ходить там, где нет скинхэдов, - говорит он. - Но расисты есть везде - в университетах, больницах и даже на научных конференциях?.

?Почему они не могут ко мне привыкнуть??

Несмотря на плохое зрение Абессоло перестал носить очки просто потому, что на него постоянно нападали.

?Если разобьются очки, то осколки могут повредить мне глаза, - сказал он. - Кроме того, очки очень дороги?.

Однажды он был избит группой скинхэдов, которые преследовали его до самого милицейского участка, куда он бросился спасаться. Увидев, где они оказались, молодчики просто пожали плечами и ушли. Милиция их не остановила. Его лишь спросили, хочет ли он писать заявление.

?Мне кажется, что это жутко несправедливо. Я не могу понять, почему они пристают к нам, - сказал Жюль Ракотондравоави, житель Мадагаскара, на которого напали, когда он вышел купить молока. - Я привык к скинхэдам. Почему они не могут привыкнуть ко мне??

Несмотря на то, что Ракотондравоави получил повреждение над глазом и истекал кровью, никто из прохожих не предложил ему свою помощь, и он шел полкилометра до дома. Через неделю ?милиция не хотела видеть никаких заявлений?, - сказал он.

?Если за это зло не будут наказывать, оно будет развиваться, - сказала его русская жена Елена. ? Но, судя по всему, милицию это не волнует?.

?Мне стыдно за свой народ?, - заявила она.

Российский подросток ? ?убежденный? националист.

Ему двадцать один год, его губы постоянно надуты, темные волосы сострижены наголо. Между большим и указательным пальцем вытатуирована свастика.

Василий Скворцов гордится тем, что он скинхэд. Об этом он заявил в интервью, которое мы взяли у него в тесной комнате квартиры, где он живет со своей матерью-художницей и ее родителями. Он говорит, что является ?убежденным? националистом с пятнадцати лет. Он утверждает, что свастика - это национальный религиозный символ, появившийся до нацистов. Одна из них расположена у него на стене, рядом с музыкальной системой с гигантскими колонками.

Его семидесятипятилетняя бабушка Галина говорит, что у нее много друзей евреев и считает увлечение внука национализма временным явлением.

?Пожалуйста, поймите, что семья не разделяет идей Василия, - сказала она. - Но он - умный и хороший мальчик. Он просто запутался, как все мальчики его возраста... В конце концов, он вырастет из этого. Он должен?.

С точки зрения Скворцова его окружают враги. Он считает, что евреи контролируют российское правительство, и что они сознательно разрушают страну. Он считает, что чернокожие африканцы распространяют наркотики и болезни. А кавказцы, говорит он, ?приезжают сюда и очень плохо обращаются с русскими девушками?. При этом большинство русских семей, которые он знает, живет в нищете.

?Мне все это очень не нравится?, - сказал он.

Он мечтает получить образование и стать химиком или фармакологом, несмотря на то, что по выходным занимается боевыми искусствами со свободно организованной группой скинхэдов. Он говорит, что никогда не принимал участия в избиениях африканцев. Он и его товарищи связаны с крайне-правой партией ?Русский мастер?, сорокалетний ?фюрер? которой Александр Червяков считает, что уличные избиения лишь нанесли бы урон их делу.

И тут же Скворцов заявляет, что понимает, почему сотня скинхэдов - с некоторыми из которых он знаком - разгромила рынок возле его дома этой весной и переворачивала прилавки, принадлежащие в основном азербайджанским торговцам.

По его словам пострадавшие от атак скинхэдов могут винить только самих себя.

?Кто их заставлял сюда приезжать? Они знают, что у нас происходит. Он знают, какие мы. Зачем попадать в такую ситуацию, когда их могут избить?.. Нормальный человек живет у себя на Родине и должен там оставаться?, - заявил он.

Чеченская молодежь, перевезенная в Москву в целях безопасности.

Но конечно не все люди имеют возможность пользоваться роскошным правом выбирать место жительства. Мейербек Елесаев, например, был отправлен из Чечни в Москву к тете и дяде родителями, которые хотели уберечь его от ужасов войны в этой части Кавказа.

Однажды, апрельским вечером, незадолго до дня рождения Гитлера, он и его друзья решили провести вечер в торговом центре на Охотном ряду неподалеку от Кремля. Восемнадцатилетний Мейербек часто приходил туда со своей русской подругой и всегда просит любящую бабушку не беспокоиться - там всегда очень много людей.

По словам приятеля Мейербека Мовлади Дзейтова, убивший Мейербека скинхэд в кожаной куртке начал с того, что несколько минут рассматривал чеченского мальчика, стоя в нескольких сантиметрах от него.

?Я нахожусь в своей собственной стране и могу смотреть на все, что хочу?, - сказал он, когда Мейербек попросил его уйти.

По словам Дзейтова, скинхэд ударил Мейербека, Мейербек дал сдачи и постарался закончить драку. В этот момент он неожиданно, практически ни с того, ни с сего получил удар ножом. Его друзья даже не успели заметить оружие убийства. Они увидели только, как Мейербек повалился на землю.

?Я подошел к нему и сказал: ?Не умирай?. Он улыбнулся, закрыл глаза и умер?, - сказал другой его товарищ Саламбек Тансуев.

Сотрудники расположенного неподалеку отделения милиции прореагировали, когда нападавший уже убежал.

Пагалова, не может сдержать слез через несколько недель после убийства, и понять расистского гнева, из-за которого незнакомец мог так внезапно убить его племянника.

?Он был нежным, как девочка, - стонет она, показывая фотоснимок щуплого подростка. - Он даже никогда не дрался?.

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru