Всего шести голосов не хватило российской Думе, чтобы принять в первом чтении законопроект, предложенный на утверждение несколькими депутатами, который был направлен на борьбу с коррупцией. Тем самым парламент фактически занял позицию стороннего наблюдателя. Проект закона предусматривал ежегодное предоставление чиновниками и госслужащими, а также членами их семей детальной информации об их доходах и имуществе в России и за рубежом. В соответствии с законопроектом, парламентская следственная комиссия, а также прокуратура уполномочивались выносить решение, соответствует ли образ жизни этих лиц тем сведениям, которые указаны в декларации, или против них следует возбуждать дело по подозрению в коррупции.
Против законопроекта, поддержанного в первую очередь коммунистической фракцией парламента, выступили как правительство, так и фракции либерального толка. Правительство отвергло саму возможность образования парламентской комиссии для отслеживания коррупции, в то время как либеральные парламентарии посчитали, что предоставление документов является лишь демонстрацией сознательности, и, кроме того, новое правовое поле создается для поддержки сомнительных интересов карательных органов и возможности вынесения ими решений, дискредитирующих тех или иных лиц.
То, что коррупция в России является широко распространенным явлением с многовековой традицией и ни в коем случае не ограничивается лишь властной верхушкой, едва ли кто-то подвергает сомнению. К реалиям сегодняшнего дня относится то, что при строгом официальном запрете любых проявлений коррумпированности, к примеру, работники милиции , таможенники, врачи, преподаватели, судьи и госслужащие получают зарплату, на которую практически невозможно прожить. Поэтому различные формы коррупции воспринимаются в широких слоях населения как "естественные" и вполне допустимые. Тем не менее, голая риторика крайне популярна в политических кругах, так как она позволяет целенаправленно вести борьбу с неугодными конкурентами, а затем, если они "исправятся", реабилитировать их. Круги, на самом деле заинтересованные в изменении ситуации, агитируют за коренное реформирование системы государственного управления и одновременное существенное увеличение зарплаты. Начало этому может положить грядущая судебная реформа. Тем не менее, правительство Путина никак не может решиться на внесение ключевых изменений в систему государственного управления, а армия служащих с их официальной мизерной зарплатой между тем продолжает расти.