В понедельник председатель правящей в Индии партии Национальный конгресс Соня Ганди прилетела в Москву на реактивном самолете, на корпусе которого был заметен лишь один знак различия - буква R.
R - первая буква в слове Reliance ("надежность"), которое является названием концерна с крупнейшим в Индии оборотом в 23 млрд долларов. Этот концерн стал предметом яростных споров, которые вызвали раскол среди политиков. В отношении деятельности концерна были проведены многочисленные федеральные расследования.
Ганди использовала для своего зарубежного визита реактивный самолет с логотипом концeрна Reliance в то время, как партия Ганди - Национальный конгресс - проводит многочисленные расследования в отношении концерна по обвинению в нарушениях при торговле ценными бумагами, подделке документов и искажении бухгалтерской отчетности.
Эти обвинения были предъявлены после того, как Мукеш и Анил Амбани, сыновья основателя концерна Reliance Дхирубхая Амбани, начали проводить кампанию друг против друга с целью получить контроль над концерном, интересы которого охватывают текстильную промышленность, сферу страхования, переработку нефти и мобильную связь.
Ганди прибыла в Россию в понедельник для четырехдневного визита в качестве личного гостя президента Владимира Путина. Ее визит последовал вслед за чередой визитов в Россию индийских официальных лиц: премьер-министра, президента и министра нефти. Главными темами в ходе диалогов стали огромные российские резервы энергоресурсов и растущие потребности Индии в энергоресурсах.
Независимо от того, кто оплатил перелет Ганди в Россию, тот факт, что она прилетела в Москву на самолете концерна Reliance, может сделать ее мишенью для критики.
Один из чиновников индийского правительства сообщил, что этот самолет был заказан у концерна Reliance как чартерный рейс и что, "насколько он понимает", партия "Национальный конгресс" оплатила этот рейс.
"Они просто искали любой самолет для этого авиарейса, и по случайному совпадению этот самолет принадлежал Амбани. Это мог быть и любой другой самолет, принадлежащий другому промышленнику", - сказал чиновник, который попросил не называть его имя.
Факт использования Ганди самолета иллюстрирует запутанную ситуацию в индийской политике. Во-первых, существуют противоречия между официальной ролью Ганди, как политического лидера, и полуофициальным характером ее работы. Хотя Ганди не занимает правительственного поста, а является лишь членом парламента, многие в Индии считают ее теневой властью позади "трона".
Во время четырехдневного визита в Россию, который официальные лица называли "частным", ее сопровождал официальный эскорт: министр иностранных дел Индии Натвар Сингх. Но Сингх не летел в одном самолете с Ганди, сообщает чиновник, вместо этого он предпочел полет коммерческим авиарейсом "Аэрофлота".
Второе противоречие заключается в том, что правительство, с одной стороны, объявило о своем нейтралитете в деле Reliance, и тех связях с концерном, от которых трудно откреститься индийским политикам. Концерн играет большую роль в индийской экономике и выплачивает 10% налогов в стране.
Информация о самолете, на котором Ганди летала в Москву, может придать силы противникам концерна Reliance в правящей коалиции, а также вдохнуть новую энергию в проиндуистскую националистическую партию Бхаратия Джаната. Пресс-секретарь этой партии отказался давать свои комментарии до тех пор, пока партия не проведет свое собственное расследование происшествия.
Во вторник оставался неизвестным, находится ли самолет, на котором Соня Ганди летала в Россию, в личной собственности кого-либо из двух братьев Амбани или же самолет принадлежит предприятию - концерну Reliance.
До сегодняшнего дня Национальный конгресс придерживался нейтралитета в борьбе между Мукишем и Анилом Амбани за контроль над концерном. Высокопоставленные правительственные чиновники периодически встречались с братьями и всегда поощряли их к тому, чтобы они полюбовно разрешили свой спор.
Причиной нейтральной позиции властей стало и то обстоятельство, что продолжается расследование, которое прольет свет на причины раскола среди руководителей концерна Reliance.
Время от времени газеты пишут обвинительные статьи о том или ином из братьев Амбани. Судя по всему, инициаторами публикации этих статей являются помощники каждого из братьев, которые ведут кампанию против другого брата. В такой атмосфере информация о любой встрече любого из братьев с правительственными чиновниками сразу же появляется на первых полосах газет.
По этой причине тот факт, что Ганди использовала самолет концерна Reliance, символизирует невозможность разделить бизнес и политику, по крайней мере невозможность провести границу между крупнейшим индийским предприятием и самой влиятельной женщиной в Индии, вдовой бывшего премьер-министра Раджива Ганди, которую многие считают теневым лидером в стране.
Когда Национальный конгресс одержал победу на федеральных выборах в 2004 году, Соня Ганди отказалась от поста премьер-министра, передав этот пост технократу Манмохану Cингху, оставив себе политическую сферу.
Важность концерна Reliance для индийской экономики трудно переоценить. Согласно данным, представленным на сайте концерна, его объем продаж составляет 23 млрд долларов, что эквивалентно 3,5% экономической активности Индии. С ценными бумагами концерна проходит большая часть операций на бомбейской фондовой бирже.
Но концерн стал объектом ряда расследований по многочисленным обвинениям, от должностных преступлений до найма наемных убийц и подслушивания телефонных разговоров. Правительство играет важную роль в урегулировании спора между двумя братьми Амбани, полубогами корпоративной Индии.
Спор между братьями начался после того, как в 2002 году умер Дхирубхай Амбани, предприниматель, который создал концерн с нуля и после своей смерти не оставил завещания.
С начала прошлого года отсутствие завещания послужило причиной развернувшейся битвы за право владения различными компаниями, входящими в концерн Reliance Group. Много информации об этой битве, в которой миротворцами пытаются выступить лидеры правительства и бизнеса, покрыто завесой секретности. По словам аналитиков, схема собственности компаний концерна связана с инвестиционными компаниями, чью деятельность отследить крайне сложно, а порой и вовсе невозможно.